10-летие Основного закона нашей страны депутат питерского парламента Алексей Ковалев отметил по-особому. Народный избранник подготовил обращение в Конституционный суд о законности существования: Управления делами (УД) Прези-дента РФ. По мнению Ковалева, только так можно сохранить Сенат и Синод (нынешнее здание Российского государственного исторического архива) и другие памятники архитектуры, вызывающие сегодня активный интерес Управделами.
ВИР отбился, РГИА не смирился
Ровно год назад, 17 декабря 2002 года, правительство РФ передало в ведение УД несколько зданий рядом с Исаакием. Их обитатели, Всероссийский институт растениеводства им Н. И. Вавилова и РГИА, забили тревогу.
ВИР свою территорию отстоял. Но главную роль тут сыграла не уникальная коллекция семян ВИРа, спасенная в блокаду (см. "АиФ-Петербург" N 5 за 2003 год), а декрет Совнаркома от 1932 года, подтвержденный указом Ельцина в 1992-м. Согласно этим документам, здания на Мойке по обе стороны Синего моста принадлежат ВИРу. 13 октября Высший арбитражный суд Москвы это признал и распоряжение Касьянова отменил.
У РГИА "охранной грамоты" нет, и губернатор Матвиенко уже распорядилась насчет нового здания в Красногвардейском районе. Однако сотрудники архива не торопятся съезжать. Они тоже обратились в суд, правда не в арбитражный, а в Верховный. На слушаниях, дата начала которых еще не назначена, им будет помогать депутат Ковалев. Вот тогда и отправится в Конституционный суд РФ запрос о ведомстве Владимира Кожина.
От "Англетера" к Сенату
За дома в окрестностях Исаакия Алексей Ковалев воюет давно. Еще при советской власти он организовывал "живые заслоны" вокруг гостиницы "Англетер". Но разобраться с Управделами президента Ковалев решил не только из-за комплекса Сенат-Синод-Лаваль (хотя при заселении этих зданий любым федеральным учреждением наверняка будет нарушена внутренняя анфиладная структура). Он хочет остановить "наступление Управделами на питерскую культуру и науку".
С ВИРом и РГИА власть поступила прямолинейно. Для других достопримечательностей обкатан сценарий помягче. Еще в декабре 2001 года два министра, М. Швыдкой (Минкульт) и Ф. Газизуллин (Минимущества) передали совместным распоряжением почти 180 питерских достопримечательностей специально созданной госструктуре - "Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры". Теперь агентство "зачищает" собственность от прежних владельцев, а затем передает ее новым хозяевам без скандалов. Именно так между Стрельной и Петродворцом сейчас освобождается усадьба Михайловка.
Одно из следующих на очереди - по-видимому, здание на Университетской набережной, 18. Сейчас его занимают три института Российской академии наук. Одна за другой к ним шастают комиссии, пытающиеся вскрыть какие-нибудь нарушения в использовании помещений (тогда дом можно вывести из-под оперативного управления академии). По данным депутата Ковалева, Управделами положило глаз и на здание, которое освобождается на Английской набережной после ликвидации Комитета-300.
Если же дело не касается памятников старины, никто вообще не церемонится. Например, Александр Беглов в свою бытность и.о. губернатора передал на баланс УД два учреждения здравоохранения - больницу N 31 (Свердловка) и санаторий "Белые ночи".
Указ отменить или Конституцию изменить?
Депутаты питерского ЗакСа уже адресовали Смольному несколько "неудобных" запросов по поводу распоряжения Беглова и распоряжения Матвиенко о новом здании РГИА. Но Ковалев решил бороться с "причиной болезни" - иначе, по его мнению, каждый отдельно взятый дворец или особняк можно и не отстоять. Он внимательно изучил Конституцию РФ и пришел к выводу, что в нынешнем виде Управделами президента РФ нарушает ее минимум трижды.
Начать с того, что ни о каком "Управлении делами Президента РФ" в Конституции нет ни слова. Написано только, что президент "формирует Администрацию президента" - а ведь УД существует отдельно от администрации. Больше того, Владимир Путин своим указом наделил УД полномочиями органа исполнительной власти, т. е. поставил его вровень с правительством РФ. Но самый деликатный вопрос - может ли структура, подчиненная президенту РФ, обеспечивать деятельность других органов власти? Ведь указ Владимира Путина N 1444 возлагает на УД материально-техническое обеспечение не только администрации президента и правительства РФ, но и обеих палат Федерального собрания (законодательная власть) и судов, включая Верховный, Конституционный и Арбитражный, а также ЦИКа и Счетной палаты. Занимается УД и социально-бытовым обслуживанием сотрудников перечисленных организаций.
Когда Ельцин создавал государство с нуля, эта мера была оправданной. Но если Конституционный суд скажет "Все хорошо", он тем самым признает, что в нынешней России исполнительная власть (президент) держит в своих руках все остальные государственные органы. И никакого разделения властей, а соответственно и демократии, в России нет. Если же аргументы питерского депутата сработают, придется признать указ N 1444 несоответствующим Конституции, 10-летие которой только что отметила страна. И дальше надо либо менять ее, либо предложить президенту подчинить УД администрации и отобрать у ведомства Кожина его обширные права.
"Загвоздка в том, что нельзя без повода просить разъяснений у Конституционного суда, - объясняет Ковалев. - Но в рамках судебного процесса жалоба правомочна. Еще один вариант - обратиться от органа власти субъекта РФ. Если по какой-то причине Верховный суд промедлит со слушаниями по делу РГИА, попробуем принять от Законодательного собрания Петербурга".