Типичная ситуация. В редакцию звонит читатель. Жалуется на что-то или на кого-то. Дальше происходит следующий диалог. Корреспондент: "Мы напишем об этом, но кроме морального удовлетворения это вам ничего не принесет. Прошли те времена, когда после публикаций непременно принимались меры, возбуждались дела и т. д.". Читатель: "А что делать?" Корреспондент: "А в суд обращаться не пробовали?" Читатель: "Ну уж нет! У меня нет времени на это. Мои знакомые уже несколько лет судятся - все время откладывается, переносится. У меня нервы не железные"...
Традиционное мнение россиян: для того чтобы судиться, нужно много денег и времени. Но если с деньгами все понятно (не каждому по карману нанять хорошего адвоката), то со временем, признаться, не очень. В чем причины судебной волокиты? Кто виноват в ней? Можно ли что-то с нею поделать? На эти вопросы мы попросили ответить заместителя начальника Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в Санкт-Петербурге Александра КРАСНОПЕВЦЕВА.
Языком цифр
- Александр Сергеевич, существуют ли данные, сколько дел в петербургских районных судах остаются нерассмотренными?
- Пожалуйста, вот цифры. В 2000 году число неоконченных уголовных дел составляло 39%, а в 2003-м - 47%, хотя количество дел уменьшилось в два раза. Если говорить о гражданских делах, то в 1999 году 31% всех рассмотренных - с нарушением процессуальных сроков. В 2003-м - уже 51%.
- Вот вам и судебная реформа...
- Между прочим, в концепции судебной реформы, принятой в 1991 году, как элемент кризиса юстиции было расценено именно то обстоятельство, что суды не справляются с нагрузкой, постоянно нарушаются сроки рассмотрения дел.
- А тогда какие были показатели?
- Неоконченные уголовные дела - 14,8%, гражданские - 9,8%. Вот и сравните: Длительные сроки рассмотрения дел касаются такого числа граждан, что речь идет вообще об авторитете судебной власти.
Дело не в деньгах
- Почему это происходит? Недостаточное финансирование? Или судей у нас не хватает?
- Вы удивитесь, но дело не в этом. Финансирование судов увеличивается год от года, создаются нормальные материально-технические условия для полноценной работы. И с количеством судей все более-менее в порядке. Хотя есть небольшой некомплект - по штату в районных судах должно быть 365 человек, а работает 304. По количеству всех судей Петербург имеет показатель пять с половиной тысяч жителей на одного судью, что соответствует международному опыту.
- Если дело не в количестве, может быть, тогда в качестве? Я имею в виду, качестве работы судей.
- Что касается качества, то квалификационная коллегия судей признала уровень профессиональной подготовки судей соответствующим требованиям, предъявляемым законом. И случаев прекращения полномочий судей из-за неспособности исполнять обязанности не было.
- Так в чем же дело?
- В последние годы расширилась сфера вопросов, которые теперь граждане могут решить в суде. Стороны, как по уголовным, так и по гражданским делам, еще надеются на суд, но теперь бремя сбора доказательств лежит на сторонах - обвинении, защите, истце. Только когда судье будут созданы максимально благоприятные условия для работы, мы сможем оценить именно его работу как судьи.
Кто виноват?
- А кто вам ставит препоны?
- Во-первых, сами участники процесса. Если ты обратился в суд, так приди, когда тебя вызывают! Многие думают так: я написал исковое заявление - и все, пусть суд разбирается. Еще можно понять, когда ответчик не является. Но когда истец!.. То же самое со свидетелями. Вот простой пример: теперь если по делу проходит, например, двенадцать свидетелей, судья вызывает сразу всех. Из них если хоть три придет - уже хорошо, есть основания для рассмотрения дела. Истцы не представляют нужные доказательства...
Во-вторых, проблемы с конвоированием (это касается уголовных дел). Что такое доставить подследственного в суд к десяти часам? Нужно встать часов в пять утра, приехать на службу, получить оружие, расписаться, проинструктироваться, завести машину (это не всегда получается), приехать в СИЗО, дождаться очереди, привезти в суд. Процесс заканчивается в шесть-восемь вечера. Снова: ехать в СИЗО, там стоять в очереди, сдать людей, оформить документы, вернуться на службу, сдать оружие, поставить машину. И уже ближе к ночи вернуться домой. Тяжелая работа плюс гигантская ответственность. А платят за это копейки. Конечно, эту проблему нужно решать. Люди не выдерживают и уходят. Но дело не только в конвойной службе. Бывает, что подследственных без разрешения суда переводят из одного изолятора в другой. А изолятор, из которого переводится подсудимый, не извещает об этом суд.
В-третьих, приставы по обеспечению порядка в судах. Эта служба изначально создавалась для того, чтобы создать нормальные условия для работы суда. Они должны следить, чтобы в зале был порядок, выполнять решения суда. Так вот, я ответственно заявляю: такой службы у нас фактически нет. Приставы должны следить за порядком в здании суда - так, в нашей практике были случаи попытки поджогов, проноса запрещенных предметов, краж уголовных дел, фальсификации судебных документов, когда кто-то отпечатал "липовые" приговоры... Много чего было. Решения в самом лучшем случае исполняются наполовину. В одном суде за два месяца не был исполнен ни один привод.
В-четвертых, почта. Значительная часть судебной корреспонденции не вручается адресатам. Подразделения почтовой связи в нарушение постановления правительства при отсутствии адресата вручают почтовые отправления гражданам без указания отношения к адресату и без расшифровки фамилии. Кроме того, игнорируется право судей как лиц, занимающих государственные должности, пересылать почтовые отправления в разряде правительственных. В итоге секретари судебных заседаний дублируют вызовы в суд по телефону...
Что делать?
- В общем, вы хотите сказать, виноваты все, кроме самих судей:
- Конечно, многое зависит от судьи: как он спланировал свою работу, проявил ли настойчивость при организации процесса. Настойчивость - самое главное. Ведь у судей очень широкие полномочия. И можно заставить все структуры, которые обязаны обеспечить нормальное судопроизводство, исполнять закон. Распоряжения судьи обязательны для всех. И если они не исполняются, у суда есть возможности за неуважение к суду и за препятствование осуществлению правосудия привлечь к уголовной ответственности. Судебную реформу нужно проводить комплексно. Это реформа не только судей, но и всего нашего общества. И все будет зависеть от совместных усилий всех органов, связанных с судебным процессом.
- Но есть ли у них воля, чтобы предпринять эти усилия?
- Есть. Они рады помочь, но пока их возможности ограничены. В том же управлении почтовой связи мы нашли понимание наших проблем. Нас заверили, что существующий порядок будет изменен в самое ближайшее время.
Вообще, я с оптимизмом смотрю на этот процесс. Если возьмутся все, Петербург будет иметь показатели нерассмотренных дел не выше, чем в среднем по России. Но пока они одни из самых высоких в стране.
В 2003 году:
в Невском суде было сорвано 363 судебных заседания в связи с невозможностью доставки подсудимых конвойным полком;
в том же суде из 12 залов судебных заседаний ежедневно работали только 2;
в Приморском суде ежедневно возвращалось неврученными адресатам от 30 до 50 судебных повесток;
во Фрунзенский суд конвойным полком было возвращено 70 требований о конвоировании подсудимых в связи с "превышением нормы доставки";
в том же суде из 670 постановлений о приводе службой судебных приставов исполнено лишь 14;
в Московском суде было приостановлено 143 дела в связи с розыском подсудимого.