В отличие от дней железнодорожника или строителя и даже праздников 23 февраля и 8 Марта, 15 марта - поистине всенародный день. Ведь все мы - мужчины и женщины, православные и буддисты, брюнеты и рыжие - потребители.
Все, за что мы платим в этой жизни - за продукты и технику в магазинах, за услуги водопроводчика или врача, за ремонт телевизора, за консультацию специалиста, - автоматически подпадает под закон "О защите прав потребителей". Однако законы, как известно, писаны не для всех, и среди нас не найдется ни одного человека, чьи потребительские права хотя бы единожды не были попраны. Как реагируют на это граждане? Кто-то - никак, кто-то начнет писать жалобы, проводить экспертизы. Если же все попытки решить проблему "на месте" ни к чему не приведут, остается только одно - пойти в суд.
Время + деньги = ?..
От обращения за помощью к юристу, похоже, никуда не деться. Во-первых, он сразу же оценит перспективность иска и скажет, имеет ли смысл заваривать эту кашу. Во-вторых, даже если вы наизусть вызубрили закон, это вовсе не значит, что сможете обойтись в суде без помощи квалифицированного специалиста. Потому что здесь помимо закона важно знание чисто процессуальных тонкостей. В среднем ведение "дела" стоит от 5 тысяч рублей. Верхний предел не ограничен - это зависит от длительности "дела", "дороговизны" данного конкретного адвоката и т. д. Но, как показывает практика, дело того стоит. Тем более что расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в случае успеха взыскиваются судом в пользу истца.
Увы, никто не скажет вам, сколько будет длиться разбирательство, это зависит от огромного количества моментов, перечислять которые нет смысла. Бывает, полгода, бывает, может тянуться годами. И тут ничего не попишешь, остается только запастись терпением.
Общий срок исковой давности по потребительским искам составляет три года. Но чем раньше вы подадите иск, тем лучше. Идеальный вариант - в течение гарантийного срока, тогда доказывать свою правоту должен не истец, а ответчик. Кроме того, покупатель вправе сам выбирать, кому он предъявляет иск - продавцу, изготовителю, импортеру или поставщику. Но лучше всего выбрать того, кто "ближе", ведь если товар, скажем, китайский, к изготовителю обращаться нет никакого смысла. А "ближе" чаще всего продавец.
Моральные вредители
Потребитель в своем иске может потребовать возместить ему моральный вред. Его сумма, как известно, законом не регулируется: можно попытаться взыскать десять рублей, можно - какую-нибудь гигантскую сумму. Решение будет принимать судья, исходя исключительно из своих убеждений. Он будет интересоваться тяжестью ваших физических и моральных травм, материальным состоянием ответчика и т. д. Но сумму определит ту, которую подскажет ему его правосознание. Судебная практика показывает, что миллион взыскать не получится. В лучшем случае речь будет идти о тысячах.
Вот случай, блестяще демонстрирующий, как в нашей стране оцениваются нравственные страдания людей. В 1996 году в одном из домов в Калининском районе Петербурга выгорела квартира. Пожар произошел по вине жилконторы - из-за протечки кровли замкнуло электропроводку. В огне погибли женщина и ее дочь. В живых остались отец и сын.
Спустя два года жилищное агентство предъявило отцу иск о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. Тот предъявил встречный иск с требованием обязать ответчика отремонтировать квартиру и выплатить моральный вред. Разбирательство шло семь лет и закончилось осенью 2005-го. Суд удовлетворил требования погорельцев, однако физические и нравственные страдания отца и сына, связанные с потерей близких людей и жилья, оценил соответственно в: 10 и 15 тысяч рублей.
Если вы соберетесь взыскать за свои страдания энную сумму, знайте: доказательства по этому вопросу весьма относительны. Иногда достаточно просто аргументировать свои претензии в суде, иногда нужно представить конкретные доказательства: путевку из санатория, где вам пришлось лечить нервы, чеки из аптек, в которых покупали успокоительное, справки с работы и т. д.
А по юридическому лицу?
Даже если суд вынесет решение в вашу пользу, это, к сожалению, еще не значит, что вы получите назад свои кровные. Недавний пример: в одной очень известной сети магазинов, торгующих сотовыми телефонами, девушка приобрела мобильник. Он оказался бракованным. Покупательница предъявила претензии продавцу, но безрезультатно. Тогда девушка обратилась с иском к мировому судье, тот назначил судебно-техническую экспертизу. Поскольку ответчик отказался от ее проведения, расходы на нее (около 200 долларов - больше, чем стоил телефон) возложили на истицу. Экспертиза подтвердила обоснованность претензий. Ответчик перестал ходить в суд. В итоге судья вынес решение без участия ответчика, удовлетворив требования покупательницы в полном объеме. Но: Выяснилось, что магазин за время рассмотрения иска "перерегистрировался" - поменял наименование своего юридического лица без сохранения правопреемственности по обязательствам старого. Заветное судебное решение девушке осталось только повесить на стенку.
Эта история не есть что-то из ряда вон выходящее. Поэтому квалифицированные юристы при предъявлении иска сразу же подают заявление о так называемом обеспечении иска - наложении ареста на денежные средства или имущество ответчика до разрешения спора по существу. Если впоследствии иск будет удовлетворен, и в пользу истца присудят сумму, ее можно будет взыскать без проблем.
Рэкетиры без утюгов
По мнению большинства юристов, закон "О защите прав потребителей" защищает жертв нерадивых продавцов буквально со всех сторон. Более того, из-за некоторых перегибов (это уже мнение продавцов) в этой заботе в России появилось такое любопытное явление, как потребительский рэкет - пользование товаром и его возврат на законных основаниях. Покупает, допустим, перед Новым годом человек искусственную елку. А спустя две недели возвращает ее в магазин - якобы не подошла по габаритам. На что, согласно 25-й статье закона, имеет полное право. Или приобретает дама дорогущее, ценой в несколько тысяч долларов, платье в бутике. Сходит на какой-нибудь прием или вечеринку - и на следующий день приносит обратно: говорит, не подошло по размеру. Если на товаре нет следов эксплуатации, продавец обязан принять товар. Во многих магазинах существуют даже "черные списки" таких клиентов.
"Закон хороший, но он не работает" - вот еще одно мнение юристов. Дело в том, что закон направлен скорее на внесудебное разрешение споров, он регламентирует, как должны вести себя в конфликтной ситуации покупатели и продавцы. Последние очень часто этой схемы не придерживаются, предпочитая переносить дело в суд. Но поскольку большинство потребительских исков в суде все-таки удовлетворяется, дорожащие своей репутацией компании, "обжегшись" пару-тройку раз, стараются уже не доводить дело для суда и все чаще идут навстречу потребителю. Что не может не радовать.
Редакция благодарит юрисконсульта Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ирину Андрееву за помощь при подготовке материала