Валерий Гергиев пригласил журналистов на пресс-конференцию в театр в пятницу: в десять вечера. Впрочем, сам маэстро прилетел в Петербург из Америки прямо к началу спектакля, чтобы продирижировать оперой "Мазепа" на открытии сезона Мариинского. Прибыл на частном самолете и вскоре после окончания спектакля вновь отправился за океан. Пресс-конференция состоялась в антракте спектакля.
Из Америки на один вечер
Когда маэстро спросили, есть ли время на сон, ответил: "В самолете". Гергиев давно не дает Петербургу спать спокойно, но особенно - теперь, после пожара в производственно-художественных мастерских театра, уничтожившего декорации ко многим спектаклям. После катастрофы прошел всего месяц, и вот - первым из пепла возрожден спектакль "Мазепа". Напомним, что сезон должен был открывать "Золотой петушок", но Гергиеву пришла мысль заменить благополучного "Петушка" на "погорельца", чтобы доказать, что Мариинский не смирился с потерями. Маэстро и дирижировать-то не должен был, потому что работает сейчас в Америке, только что открыл сезон в "Метрополитен-опере" и "Карнеги-холле". Но Валерий Абисалович вырвался на один вечер, чтобы подчеркнуть значительность события, а также встретиться с пришедшими на спектакль Алексеем Кудриным, Германом Грефом, Валентиной Матвиенко. Государство обещало и уже оказывает Мариинскому помощь.
Нужно 15 миллионов долларов
О пожаре написано много, причем суммы ущерба все время называются разные. Валерий Абисалович и сам признался, что ему "пришлось выслушать огромное количество вариантов, так, поначалу называлось семь с половиной миллинов рублей как балансовая стоимость здания. Я очень хотел бы, чтобы было столько, но, по-моему, сегодня двухкомнатная квартира стоит дороже, причем не обязательно на Невском. Нужно как минимум 15 миллионов долларов, ведь уничтожена главная площадка, где в течение ста лет создавались спектакли, работали великие художники и поколения мастеров. Сгорели оборудование и материалы, а не только декорации. Нам необходимо приобрести какое-то здание в собственность, сегодня же вынуждены арендовать. И все-таки до Нового года воссоздадим пять-шесть спектаклей.
Против гигантомании
- Я не очень люблю рассказывать о наших достижениях, но редко, а может, и вообще не бывало, чтобы какой-то российский театр выпускал по 10-13 премьер в сезон. Создано такое количество новых работ, что сейчас немножечко спокойнее будем двигаться вперед и чуть хладнокровнее оценивать свои возможности. Параллельно идут два процесса: подготовка новых спектаклей и воссоздание утраченного. Огромные нагрузки легли на технический комплекс. Я был бы сейчас противником создания гигантских спектаклей с грандиозным визуальным рядом, как, к примеру, в "Кольце нибелунга". Будем делать декорации в несколько облегченной манере. В любом случае новый сезон наверняка будет насыщеннее, чем у любого другого театра.
Мы не срываем гастроли - в ноябре в Берлин повезем воссозданного "Онегина", затем опера будет показана в Японии на Фестивале российской культуры, посвященном 300-летию Петербурга. Зимой в Вашингтоне покажем восстановленную оперу "Мазепа". Одна из самых важных поездок - в Баден-Баден, где мы покажем весь вагнеровский цикл "Кольцо нибелунга".
Помощь друзей
- Я очень ценю отношение друзей театра. Прилетевшие из Москвы Греф и Кудрин озаботились проблемами, вставшими перед нами. Так же, как и Валентина Матвиенко. Она будет сильным губернатором, у города есть шанс изменить судьбу к лучшему. Потенциал Петербурга не намного ниже, если вообще уступает Москве. Наш город даже интереснее многим, чем столица, в том смысле, что здесь еще невпроворот дел. Петербург может стать богаче. Для меня важно, чтобы любители театра могли иметь средства раза три-четыре в месяц прийти в Мариинский всей семьей, с детьми. Мы не поднимаем цены на билеты, хотя затраты на спектакли неизмеримо выше, чем то, что мы возвращаем через кассу. К счастью, гранты президента изменили жизнь артистов и музыкантов: сегодня не надо ездить за границу выступать, чтобы хоть как-то содержать семью. Но спокойная жизнь может и усыпить, спектакли не становятся великими от того, что на их создание тратят много денег. Спектакли становятся интересными, когда вложены мысль и талант.