Телесные болезни лечат таблетками, а то и ножом. В этом уверены и больные, и большинство врачей. А вот специалисты отделения психотерапии Медицинского университета имени И. П. Павлова считают иначе. Они работают "на границе" тела и психики и знают, как одно влияет на другое. Знают, к примеру, что если больна печень - человек гневлив, раздражителен или глубоко депрессивен. И что 2-3 сеанса психотерапии порой могут снять гипертонию успешнее, чем курс сильных лекарств.
В течение многих лет на отделении используются методы традиционной китайской медицины. А она рассматривает человека как единое целое. Даже в инструкциях к лекарствам там может быть написано: "Показания к применению - боли в печени, подавленность, плохое настроение". То есть недуги телесные и душевные идут в одном ряду.
Болит мое сердце, болит печенка
Женщина средних лет попадала в больницу примерно раз в два года: сердце. Жаловалась на ужасные боли, а кардиограмма и прочие анализы были совсем не плохими. Психотерапевт нашел у нее депрессию.
Оказалось, женщина одинока. Родных нет, друзей - тоже. Работа неинтересная и малооплачиваемая. Наступал момент, когда она говорила себе: все, надоело, лучше умереть. Сердце послушно начинало болеть. Когда врачи убеждали ее, что она, в общем-то, здорова, боль прекращалась. А жизнь оставалась скучной и одинокой. Через некоторое время она опять говорила себе "сдаюсь" и снова оказывалась в больнице с приступом.
- Если она так и будет ходить по кругу, то постепенно "наработает" себе ишемическую болезнь сердца. Ведь психика влияет на тело, - считает зав. отделением психотерапии СПбГМУ Гелера Утемишева.
Масса людей жалуется на все болезни на свете, ходит от врача к врачу и пачками глотает таблетки. В то время как на самом деле у них депрессия и нужно обращаться к психотерапевту. В свою очередь, при депрессии страдает иммунитет, человек на лету хватает всевозможные инфекции и простуды и даже рискует заболеть раком.
Принять свою смерть
Тяжелая болезнь, в свою очередь, может ввергнуть человека в депрессию, которая усугубит его состояние.
У пожилого человека случился микроинфаркт. Он несколько раз был в реанимации, не спал ночами, впал в глубокую депрессию. У него болело сердце, возникал страх смерти, который, в свою очередь, усугублял боль. Возник порочный круг.
Беседа с психотерапевтом продолжалась 2,5 часа. Говорили о том, что такое страх смерти. Этот человек, как и очень многие в нашем обществе, не был готов принять свою смерть. Он говорил психотерапевту, как мало сделал в жизни - и студенты не доучены, и статьи не дописаны, и внуку нужно помочь. А врач пыталась доказать ему, что он успел очень много: войну прошел, детей вырастил, множество студентов выучил. И ему стало легче.
- Человек в жесткой ситуации тупика стал разбираться не с болезнью, а с собой. И это принесло облегчение, - говорит Гелера Утемишева.
Муж любит жену... покорную
У молодой женщины часто случались сердцебиения, резкая головная боль, тошнота, озноб, какие-то странные боли во всем теле. Иногда она задыхалась, и тогда ее охватывала паника - ей казалось, что она сейчас умрет. "Скорая" с трудом снимала эти приступы, лекарства практически не помогали.
Причину странных явлений выяснила психолог Наталья Джанелидзе. Оказалось, что Светлана второй раз замужем. С нынешним мужем познакомилась вскоре после развода с первым, когда пребывала в депрессии и была грустной, подавленной. Именно такой она и приглянулась ему. Он говорил: какое счастье, что я встретил настоящую женщину - тихую, скромную, застенчивую, покорную. Новые отношения увлекли Светлану, она вышла из депрессии, ей снова захотелось смеяться, шутить, веселиться в компании. Но она боялась разочаровать любимого и по-прежнему представала перед ним в образе застенчивой скромницы. Однако у нее возник внутренний протест, который и проявился в этих приступах. Чтобы от них избавиться, ей нужно было не таблетки глотать, а сформулировать для себя: "Я хочу быть сама собой". В какой-то момент она сказала психотерапевту: я чувствую себя настолько уверенно, что мне безразлично, как на меня смотрят люди. Приступы прошли, как по волшебству.
Прощание с матерью
Молодая женщина очень любила свою мать, страдавшую трофической язвой. После ее кончины у дочери появилась в точности такая же язва.
Бывают люди, которые берут на себя страдания умершего близкого человека. Задача психотерапевта - "отсоединить" человека от ушедшего. Для дочери нормально - проститься с матерью и жить своей жизнью. Но переживания ее настолько велики, что она не может этого сделать. Дочь думает, что не все сделала для матери, недосмотрела за ней в последние дни. И болезнь может быть своего рода компенсацией.
- Нужно, чтобы женщина "поговорила" с матерью, и та отпустила ей вину, сказала, что не хочет ее страданий, желает, чтобы она нормально жила. Напряжение уходит, и человек выздоравливает, - считает психотерапевт Виктория Евстратовская.
На первый взгляд, разговор с умершим - что-то из области мистики. Но с помощью психотерапевта пациентка вошла в роль своей матери и от ее имени сказала себе то, что могла бы сказать она. Это дало лечебный эффект.
Ты можешь все
Время отправляться в отпуск, уже куплены авиабилеты, а человек не в себе: панически боится лететь самолетом. Он представляет себе: вот заглох двигатель, самолет начинает падать, пассажиры кричат и мечутся по салону. Вообразить нормальный, успешный перелет не может. Перед полетом он чувствовал себя совсем больным - ныло сердце, ломило виски.
- Тут задача психотерапевта - активизировать внутренние ресурсы человека. У каждого ведь в жизни случались победы, когда он смог преодолеть себя, успешно выйти из трудной ситуации. Это его опыт, который нужно использовать. Чтобы человек представил себе успешный полет, пришлось копаться в его прошлом, искать состояние, когда он чувствовал себя сильным и уверенным, - говорит психолог Елена Гордеева.
Рай для ребенка
Героиня одного старого фильма, молодая, здоровая и счастливая в любви, вдруг горько заплакала. Она представила, что у нее родится сын, вырастет, пойдет на войну и его убьют.
Оказывается, когда где-то происходит теракт, наиболее близко к сердцу это воспринимают молодые женщины. Здоровые и вполне благополучные. Когда прошлой осенью произошел теракт на Дубровке, они приходили к психотерапевтам, рыдали и рассказывали о своих страхах. Многие чувствовали себя больными.
Г. Утемишева считает, что столь сильные переживания связаны с инстинктом материнства. Женщины боятся, что мир слишком тревожен и не сможет дать безопасность их ребенку. Даже если у них еще нет детей.
Эти страхи не беспочвенны. Так, Гелера знала нескольких женщин, которые во время беременности были в "горячих точках". Они благополучно родили здоровых детей, которым сейчас около 10 лет. Но отношения с матерями складываются отнюдь не безоблачно. Дети испытывают к ним двойственное чувство - любовь-ненависть. Сказывается то, что во время беременности мать не смогла обеспечить ребенку "рай".
- К сожалению, средства массовой информации склонны нагнетать страхи, -говорит она. - Весной этого года было много разговоров об атипичной пневмонии. И это дало всплеск обращений к психотерапевтам. Страх перед болезнью был гораздо больше реальной опасности.