Человеку, далекому от горных лыж, даже неведомо, что Петербург - один из крупнейших центров этого вида спорта в России. У нас в окрестностях города только оборудованных склонов больше десятка, плюс масса "диких" горок. Перепады высот небольшие, мы все-таки не в Альпах живем, поэтому полноценное удовольствие, ради которого и стоит вставать на лыжи, получить у нас трудно.
Европа позади
За последние годы склоны у нас оборудовали достойно: есть нормальные подъемники - в основном "швабры", хотя кое-где имеются и кресельные. Внизу непременно наличествует пункт проката снаряжения и парочка кафе. В общем, все вполне цивилизованно и красиво. Полной благодати мешают лишь цены.
Конечно, никто не может указывать хозяевам трасс, сколько денег надо брать за прокат или подъемники, - этот вопрос регулирует рынок, и коль есть спрос, низких цен не жди. Поэтому нам ничего не остается, как только констатировать тот факт, что по дороговизне мы давно обскакали крупнейшие горнолыжные курорты Болгарии, Андорры, Италии, Австрии и сравнялись со Швейцарией.
Надо заметить, что в этих странах горы не чета нашим - они и выше, и интереснее. И время каждого спуска не три минуты, как у нас, а полчаса-час. Конечно, наши туристы туда приезжают не на один день, а как минимум на недельку, покупают так называемый "ски-пасс", абонемент на пользование подъемниками, и катаются сколько хотят.
В окрестностях Питера своя специфика - сюда как раз-таки приезжают обычно на один день. Хотя почти у каждого склона есть турбаза, гостиница или коттеджи, пользуются ими немногие. Зато катаются у нас активнее: так как склоны слишком короткие, приходится залезать на горку раз двадцать, чтобы испытать хоть какой-то кайф. С учетом очередей на подъемники и необходимостью хотя бы небольших пауз для отдыха это занимает довольно много времени. Поэтому приезжать меньше, чем на целый день, просто неразумно.
Дорогое финское название
Сравнивать цены на зарубежных горнолыжных курортах и на наших склонах напрямую трудно. Зато легко взять стоимость недельного ски-пасса и аренды лыж в Европе, поделить их на 6 дней катания, а потом сравнить получившуюся цифру со стоимостью однодневного пребывания на питерских горках.
Результаты получились такими: дешевле всего кататься в Болгарии. Там стоимость одного дня в Пампорово составляет 20 евро, в Боровце 23 евро и в Банско 25 евро. На многих болгарских курортах, взяв в аренду на неделю снаряжение всего за 120-140 евро, получаешь право пользоваться всеми подъемниками бесплатно.
От Болгарии по дешевизне не отстает Италия - например, в Оробийских Альпах в окрестностях Бергамо один день обходится в среднем в 20 евро. До недавнего времени те же цены предлагала и Андорра, но в этом сезоне там почему-то все стало дороже, и теперь на прокат лыж и подъемники там придется потратить около 30 евро в день.
Дальше по стоимости идут Швейцария и наши питерские склоны в Охта-парке, Юкках, Коробицыно и на Пухтоловой горе под Зеленогорском. Там цена одного дня составляет около 40 евро. Еще дороже - Орлиная гора в Кавголово, где надо выкладывать 50 долларов в день. При этом самый короткий склон в Швейцарии имеет длину 2,5 километра, а самый длинный на Красном озере в Коробицыно - 950 метров.
Рекордсменом по дороговизне является Туутари-парк. Хотя, по оценкам специалистов, там довольно неинтересная для катания гора, стоимость дневных услуг составляет аж 60 евро. В Европе столько же берут за катание разве что в Финляндии, славящейся своими ценами и такими же низкими склонами. Видимо, не зря Туутари-парк в Красном Селе носит финское название.
Впрочем, на "диких" и "полудиких" склонах под Петербургом, принадлежащих различным спортшколам и предприятиям, можно покататься почти бесплатно. Но там зачастую отсутствует прокат снаряжения, что отсекает тех, у кого нет своих лыж. Кроме того, на таких горках может не оказаться медицинского обслуживания, поэтому "чайникам" лучше туда не ездить - не дай бог пропашут склон носом или воспользуются деревом в качестве тормоза, а помочь некому. Уж лучше заплатить деньги и кататься в безопасности. Здоровье дороже.