Вне зависимости, были у нас няни или нет, это слово непременно ассоциируется у всех с заботой, добротой, любовью. Если говорить о литературных ассоциациях - то это Арина Родионовна, рассказывающая сказки Пушкину. Строгая, но справедливая Мэри Поппинс. И домомучительница фрекен Бок. Вот о ней-то и пойдет сейчас речь. Вернее, не о ней, а об одноименной фирме, специализирующейся по подбору домашнего персонала, в том числе нянь-воспитателей.
Новая няня
Но обо всем по порядку. Так сложилось, что Наталья воспитывает маленького сына одна. Чтобы нормально зарабатывать и обеспечивать и себя, и ребенка, она вынуждена работать. С Мишей с трехмесячного возраста сидела нянечка. В ноябре прошлого года няня ушла - ей предложили другую работу. И тут Наталье посоветовали обратиться в фирму "Фрекен Бок". Знакомая рассказала, что там очень серьезный отбор и никаких проблем быть не должно. Наталья последовала ее совету, и вскоре в дом три раза в неделю начала приходить сидеть с десятимесячным ребенком Эльмира Лебедева.
Какое-то время все было нормально. Няня приходила на свою работу, мама уходила на свою. Но вскоре Наталья заподозрила что-то неладное. Вечером Миша с жадностью набрасывался на еду. Стал нервным. Но самое главное, пошатнулось здоровье ребенка. Некоторые болезни, идущие на спад (рахит), неожиданно начали прогрессировать. Кроме того, появились новые (кожный дерматит). Наталья пару раз спросила Эльмиру, но та заверила, что все в порядке: кушаем, играем, гуляем, лекарства принимаем. Однако Наталья все-таки не до конца ей поверила и пустилась на хитрость: отметила уровень еды в банках, а на Мишиной прогулочной шапке завязала узел, который нужно было непременно развязать, чтобы надеть. Пришла вечером, спросила: "Ели?" - "Ели". "Гуляли?" - "Гуляли". А когда няня ушла, Наталья увидела, что еды почти не убавилось, а на шапке - узел...
"Что здесь происходит? Чем она занимается все это время?" - поделилась она вечером своими тревогами со знакомыми. Те подумали и сказали: "Не волнуйся, завтра все узнаешь".
Утром, как всегда, пришла Эльмира. А Наталья ушла на работу. В доме остались няня, маленький Миша и... скрытая видеокамера.
Приколы нашего городка
Камера работала "на движение", то есть включалась, только когда в комнате что-то происходило. Первый час она снимала ребенка, переминающегося в своей кроватке. Лебедевой, сразу же после ухода мамы потерявшей интерес к чаду, в комнате не было. Но ее можно было увидеть фланирующей между кухней и ванной. Наконец она пришла в комнату. Поговорила по телефону, включила телевизор. Наконец вспомнила о ребенке. Взяла погремушку, сунула ее мальчику. Но игра закончилась, не успев начаться. Потому что у няни были более важные дела. Она открыла шкаф и начала исследовать одежду Натальи. Правда, спустя несколько секунд спохватилась, подошла к выключателю, погасила свет. И осмотр продолжился. Лебедева достала юбку, сняла свою, примерила. Оказалась мала. Положила обратно. Затем не спеша обследовала содержимое всех других отделений стенки. Попеременно отвлекаясь на интересную телепередачу.
Следующая сцена - Лебедева меняет памперсы Мише. Процесс сопровождается раздраженными комментариями (заранее прошу прощения за лексику няни): "Ой, навалил, засранец, а!", "Лежи, не дергайся, дай говно-то вытеру!" "Дурило ты, дурило!". Дальнейшее неразборчиво, правда кое-что все-таки слышно отчетливо: "Поубивала бы".
Видимо, няня-воспитатель Лебедева очень болезненно восприняла смену памперсов, потому что руками мальчика она решила больше не касаться. Даже когда он ползал перед включенным телевизором, стоящим на полу. А когда мальчик пополз из комнаты в коридор, она подошла и... ногой отодвинула Мишу в сторону, примерно как отодвигают путающихся под ногами кошек или собак. Ребенок не успокоился, и тогда няня толкнула его так, что малыш упал на спину.
Дальше няня опять смотрела телевизор и болтала по телефону. Один раз, слава богу, покормила из рожка (а ведь десятимесячных детей за это время кормят самое малое три раза).
Ни разу няня не то что не поиграла с Мишей - не взяла мальчика на руки, не наклонилась к нему. Только незадолго до прихода мамы положила ребенка в коляску. Чтобы сказать ей, что они недавно вернулись с прогулки. Сказала. Потом мило попрощалась с Натальей и Мишей и отправилась домой. А мама поставила кассету и все увидела.
Для дома, для семьи...
- Что было дальше? Шок, слезы... - вспоминает Наталья. - Няне я, естественно, больше не позвонила - просто не знала, что сказать ей. Не звонила и в фирму. Какое-то время ничего не предпринимала. А потом я представила себе, как эта же няня "заботится" о каком-нибудь другом ребенке и как она роется в чужих вещах, и поняла: я этого так не оставлю.
Наталья обратилась к юристу Андрею Гнедину, юрисконсульту одной из питерских фирм. Тот просмотрел кассету и отправился к генеральному директору "Фрекен Бок" Елене Тихоновой. Как говорится, за разъяснениями.
- Тихонова вызвала гендиректора другого агентства по подбору домашнего персонала, "Для дома, для семьи", которое, как выяснилось, и предоставило им няню, - рассказывает Гнедин. - Они посмотрели "домашнее видео" и сказали: "Ну и что? Да, няня работала без души, себя не перетруждала. Но в любом случае мы здесь ни при чем. "Фрекен Бок" не несет ответственности за качество работы домашнего персонала. Мы только подбираем кадры".
- Наталья, когда подписывала договор с фирмой, - продолжает Гнедин, - не обратила внимания на то, что в документе значилось только "подбор няни". Но она и представить не могла, что выйдет такое. Все-таки, когда речь идет о детях, даже сомнения не возникает, что тебе могут подсунуть няню, которая не будет заботиться о ребенке и которая будет рыться в твоих вещах. Когда я спросил, почему в договоре не обозначены обязанности няни, Тихонова ответила, что их можно найти на сайте "Фрекен Бок".
Вот эти обязанности: "Помимо ежедневного ухода за ребенком и соблюдения режима дня, няни проводят развивающие занятия. Некоторые воспитатели используют собственные методики и программы. Все занятия проводятся в игровой форме. Параллельно ребенка приучают к самостоятельности. Вся работа няни-воспитателя строится согласно требованиям и пожеланиям родителей..." По всей видимости, Лебедева приучала ребенка к самостоятельности. Пусть ползает где хочет...
"Ничего страшного!"
Елена Тихонова, как мне показалось, нисколько не удивилась моему звонку. Более того, у нее были четкие ответы на все вопросы.
- Все агентства по подбору домашнего персонала работают по одинаковой схеме. Если клиентов не устраивает няня, мы заменяем ее на другую. В этом же случае мы не получили даже звонка от клиентки, мы не знали, что там такая конфликтная ситуация. Она могла попросить заменить няню или расторгнуть договор и получить половину уплаченной стоимости.
- Вы посмотрели кассету?
- Да. Могу сказать только одно: это работа няни без души. Спустя рукава. Она смотрела телевизор, болтала по телефону. Но ребенка покормила. А то, что не гуляла - так в тот день был ужасный мороз. Кроме того, на кассете видно, что няня очень грамотно поменяла памперс.
- Но вот шкаф...
- То, что она мерила юбку мамы - некрасиво. Правда, в доме было очень жарко, - неожиданно продолжила Тихонова, но, к счастью, эта мысль развития так и не получила. - Но она ведь положила ее обратно в шкаф. Если бы был факт воровства, этим занялась бы милиция. Мы же занимаемся подбором персонала. Ни одно кадровое агентство, если оно, например, предоставило бухгалтера и тот проворовался, не несет ответственности за него. У нас в договоре нигде не сказано, что мы являемся ответственным юридическим лицом. Все договоры мы заключаем после двух пробных недель. Если няня устраивает клиентку, она продолжает работать. Так вышло и с Лебедевой.
- Почему няню подобрали не вы, а "Для дома, для семьи"?
- Мы получили заказ, у нас в тот момент не было подходящего человека. Мы обменялись с агентством "Для дома, для семьи". Это практикуется.
- По каким критериям вы оценивали Лебедеву?
- У нее питерская прописка, благополучный брак, ребенок. Педагогическое музыкальное образование, опыт работы в детских садах - государственном и частном. Две рекомендации: одна из семьи, одна из частного детсада, заверенная директором. Кроме того, она числилась в агентстве, где у нее не было никаких нареканий. Естественно, никаких судимостей. Благодарности в трудовой книжке.
- То есть вы будете с ней работать и дальше?
- Нет, мы внесли ее в "черные списки". Из-за того, что она рылась в вещах хозяйки квартиры.
- А не из-за того, что она толкнула ребенка ногой, и он упал?
- На кассете видно, что у нее в тот момент были заняты руки, она раскрывала дверь, и она просто подвинула ногой ребенка. Ничего страшного в этом нет, у меня у самой ребенок есть, я знаю.
- У вас в фирме были подобные ситуации?
- Никогда. Были другие - когда люди звонили, ругались, мол, ваша няня постоянно опаздывает, ленится, смотрит телевизор. Мы меняли няню, делали скидки. У нас сложилось ощущение, что мама мальчика использовала эту ситуацию, она мама-одиночка. Наверное, для нее все это - повод заработать.
Без ответственности
Признаться, после разговора с Тихоновой я подумал: может быть, действительно все не так уж и страшно? Ну, не играла Лебедева с ребенком, так насильно мил не будешь. Отодвинула мальчика ногой (потому что руки были заняты, очень важное дело делала - закрывала дверь, как тут отвлечься?), но ведь не ударила! А то, что дерматит у ребенка появился - так это еще доказать надо, что няня виновата. А юбку - померила, так не украла же. И памперс поменяла как следует. И вообще - как можно быть ответственным за человека, о котором знаешь только, что у него опыт работы и педобразование? Всякое может быть. Все ошибаются...
Однако очень скоро я избавился от этих мыслей. Думаю, и вы тоже легко избавитесь, если они у вас появились. Просто представьте, что все, зафиксированное скрытой видеокамерой, произошло в ВАШЕЙ квартире и с ВАШИМ ребенком. Что это вашего ребенка ласково отодвинули ногой и в вашем шкафе рылись. Тут пример Тихоновой про кадровые агентства и проворовавшихся бухгалтеров не работает. Тут уже кулаки сжимаются...
У нас нет никаких оснований считать, что "Фрекен Бок" - плохая фирма. Вполне возможно, что этот случай - единственный. Никто не застрахован от ошибок. Но крайне удручает то, что подобная ситуация может повториться в любом другом агентстве, предоставляющем домашний персонал. В Петербурге таких около пятидесяти. И все они, как "Фрекен Бок" и "Для дома, для семьи", либо подбирают работников, либо оказывают информационные услуги. И не несут никакой ответственности за качество работы. Вернее, несут, но на уровне "Не понравилось? Заменим!". Спасибо большое. Только не думаю, что если с вами произойдет то, что случилось с Натальей и ее десятимесячным сыном, вы обратитесь с просьбой о замене няни в то же самое агентство. Лучше уж по старинке - бабушки, знакомые...
Наталья не может понять, как такое возможно - прикрываясь договорами, не нести ответственности за человека, проводящего часть времени (иногда - значительную) с твоим ребенком. Если никто ни за что не отвечает, тогда, может быть, стоит пересмотреть всю систему? В частности лицензирование таких фирм, меры ответственности. Ведь речь-то идет не о бухгалтерах. А о детях. Именно поэтому мы столько об этом пишем. И именно поэтому в ближайшее время Наталья планирует обратиться с иском в суд.
Афоризм
Легко скрыть ненависть; трудно скрыть любовь; всего же труднее скрыть равнодушие.
Людвиг Берне, немецкий публицист (1786-1837)