28 августа в Театре музыкальной комедии состоится премьера оперетты "Венские встречи" на музыку Иоганна Штрауса в постановке Александра Исакова. В одной из главных ролей - Виктор Кривонос, Заслуженный артист, премьер театра. В советское время Кривонос был звездой ленинградской эстрады, вел по ТВ популярную передачу "Шире круг", снимался в кино. Да и теперь дает сольные концерты, отклик у слушателей находят его авторские радиопередачи "Песни над вольной Невой", запоминается и каждая новая роль в Музкомедии.
...И все-таки "оперетта" многим представляется устаревшим жанром, на щит теперь поднимают мюзикл. Не обидно ли мастеру, посвятившему оперетте более 35 лет?
Кто жена?
- Залы в нашем театре заполнены, - говорит Виктор. - А лучшее, что есть в оперетте, никогда не устареет, так же как и в опере. Насчет же других упреков, к примеру, что уж очень оперетта "глупа" - вот в "Летучей мыши" муж не узнает жену, то хочу заметить, что в этой условности и заключен манок. И от артистов, и от зрителей оперетта требует чуть приподняться над землей и поверить в милую глупость. Когда такая вера есть у артиста, рождается то, что называется шармом. Ну а зрителю, купившему билет в Музкомедию, надо готовиться увидеть что-то такое, чего в жизни не бывает. Надо расслабиться и сказать: "Какая прелесть, в мозгах пусто, но красивая музыка, красивые женщины, мужчины тоже ничего себе..."
- Трудно столько лет оставаться "ничего себе"?
- Года два назад почувствовал, что тяжеловато стало танцевать, да и на свой торс с пузиком смотреть стало противно. Тогда я всерьез занялся диетой по крови и раздельным питанием - это помогло сбавить вес, так и держусь.
- Поклонники это оценили!
- Жизнь актера без поклонников была бы смешна. Но иногда взаимоотношения превращаются в зависимость, поэтому я отношусь настороженно, мне дороже цветы, которые в порыве дарит простой зритель. А то была у меня поклонница, которая рассказывала, что они "с коллегами" подводят итоги, кто больше потратил на своего кумира. На спектаклях у них было распределено, кто с какого балкона в какой очередности бросает цветы. Забавная случилась история, когда я два года работал в Московском театре оперетты. Поклонница одного артиста бежала с цветами по проходу и с такой силой кинула букет на сцену, что... перевалилась через барьер и упала в оркестровую яму. Только ножки мелькнули.
- У вас была широкая известность, потом спад: трудно такое пережить?
- Когда я был молодой и более-менее известный - еду как-то в метро поздно вечером, напротив пара, он дремлет, она увидела меня и толкает спутника: "Смотри, Кривонос!". А я тоже сделал вид, что дремлю, но сам исподтишка наблюдаю. Мужчина проснулся и с досадой: "Да плевал я на твоего Кривоноса!" И я понял, что взлет и приземление артиста - они рядом.
До Бродвея далеко
- Вы готовите премьеру Штрауса, а почему театр не ставит мюзиклы?
- Мюзиклы у нас есть, к примеру "Хэлло, Долли!". Но если говорить о постановках бродвейского размаха, такого у нас долго не будет. Когда в Гамбурге я увидел "Фантом оперы", был поражен. Спектаклем управляет один человек с компьютером. Нажимает клавишу - планшеты уходят, занавес поднимается, свет, звук, спецэффекты! А у нас в театре все до сих пор на уровне дерева, гвоздя и мужика, который лебедкой поднимает и опускает занавес. Как можно было, 16 лет ремонтируя здание, даже не сделать на сцене поворотный круг! У нас нет современного оборудования, какую же фантазию можно здесь развернуть?
- Как же вы "развертываете фантазию" в "Венских встречах"?
- Это римейк, спектакль уже шел в 1970 году, и я, будучи студентом, играл. Сейчас он для публики стал более понятным и актуальным, чем в советское время, потому что речь идет о конкуренции, о двух модных домах, о том, какими методами действуют их хозяйки. Я играю персонаж, которому постоянно не хватает денег и который все время думает, где бы их достать.
- Вам поиск близок?
- Деньги - это хорошо, но я из тех людей, для которых работа важнее. Такой вот дурак. Хорошо, что в юности удалось засветиться, сначала ты работаешь на имя, потом оно на тебя. Я не обольщаюсь, но иногда имя срабатывает: "О, Кривонос? Знаем!" Поэтому есть приглашения.
- Знаю, что ваша жизнь была богата на встречи с замечательными артистами.
- Да, многие из них мне очень помогли. Когда я попал в финал "Песни года-78", музыкальные редакторы ко мне придирались, потому что, исполняя песню Саши Журбина "Если город танцует", я танцевал. Мне сказали: "Оперетты нам здесь не надо". На репетиции я стоял столбом, а перед финалом подошла Алла Пугачева: "Да не слушайте вы этих дураков. Делайте как делали, у вас все было прекрасно". Я вышел и станцевал. Мне потом рассказали, что сделала Пугачева: села перед ними, а когда я закончил номер, встала и громко сказала: "Вот как работать надо!" И пошла.
Мне везло на великих профессионалов. Это мое счастье, мой багаж, но публика многих забывает. Недавно спрашиваю на концерте: "Кто написал песню "Сняла решительно пиджак наброшенный"? - Молчат. - "А "Мы - долгая память друг друга"?" Из зала: "Пахмутова!" - "Да почему все хорошее Пахмутова? Это Евгений Птичкин". Мы с Женей очень дружили. Что песни народными становятся - хорошо, что авторов забывают - грустно.
- Зато ваша оперетта грустить не дает.
- Поэтому она и жива!