В начале августа в Мюзик-Холле состоялся открытый городской конкурс среди детей от 10 до 13 лет и подростков от 13 до 18 в "Школу Мюзик-Холла" с хореографическим и вокальным факультетами. Изюминка в том, что отбор проводили американцы - специалисты одного из ведущих колледжей "New Word School of the Art", готовящих артистов для бродвейских театров.
Петь и танцевать одновременно
Две недели претенденты занимались с американскими педагогами танцами и вокалом, и в заключительный день, когда должна была решиться их судьба, показали на сцене все, на что способны. Это были отрывки из самых настоящих бродвейских мюзиклов, да еще на английском языке! Причем вокалисты старались танцевать, как балетные, а танцовщики увлеченно пели.
Одна сценка была подготовлена в течение получаса буквально перед самым показом. Как объяснил хорео-граф Рафаэль, "гонка" была уcтроена специально, это часть обучения: готовиться быстро и тут же выходить на сцену. В общем, работать пришлось по-американски, с максимальной отдачей, и при этом, как подчеркнул Рафаэль, "нельзя уставать".
У всех ребят, конечно, за плечами вокальная или хореографическая подготовка, но занятия с американцами показались им в новинку. Прежде всего тем, что "они с любовью к нам относились, а у наших педагогов главное - строгость".
Познай себя
Американская система подготовки артиста музыкального театра включает в себя и психологические дисциплины. Ребятам был предложен, к примеру, такой тест: нужно было расслабиться, прикрыть глаза и практически в гипнотическом состоянии нарисовать свое тело так, как ты его представляешь. В результате у девочки Лизы получилась такая экспрессивная картинка, что американцы прозвали Лизу "мисс Пикассо". А парень Женя признался, что, когда рисовал себя, был твердо уверен, что делает это красным фломастером, так он ощущал. Каково же было удивление, когда он увидел, что рисовал зеленым!
Чтобы познать себя, предложили написать небольшое сочинение, начинающееся со слов: "Я только что вбежал в свое тело, и оно сказало мне..." Некоторые, "услышав" то, что сказало им тело, плакали, потому что чувствовали вину перед ним. Одна девочка уточнила, за что: "Тело задыхается от сигарет, страдает от так любимого нами пива". Некоторые завязали с куревом и пивом. Ну а "мисс Пикассо" нашла у тела поддержку в своем желании посвятить жизнь танцу. Против этого восстают родители, поскольку нужно еще закончить 11-й класс. "Мисс Пикассо" написала: "Главного глазами не увидишь, зорко лишь сердце. Если оно подсказывает, что ты на верном пути, борись за счастье заниматься тем, что любишь".
"Отрежьте руку..."
Педагог по вокалу Филиция сформулировала свои впечатления так: "В России меньше развито искусство мюзикла, чем в Америке, и поначалу мы расстроились, потому что не увидели ребят с нужной нам подготовкой. Но все быстро изменилось, потому что детям нравилось работать, они, как губки, впитывали наши указания. Любовь поможет детям осознать, что такое музыкальный театр. Сейчас мы уезжаем из России, но будем возвращаться, чтобы давать мастер-классы, смотреть, как идет прогресс. В вашей стране я впервые, Петербург меня потряс красотой".
Педагог по хореографии Рафаэль с юмором подметил разницу между американскими и русскими танцорами: "У нас ребята ходят медленно, вразвалочку, и сгорбленные, как гориллы, это они хотят показать, какие крутые. Трудно заставить их держать спину прямо. У вас у всех хорошая осанка, чувствуется классическая подготовка, но возникает проблема эту спину согнуть, и иногда - если это нужно по роли - пройти как горилла.
Нам всем - и педагогам, и ученикам - было весело, мы наслаждались работой. Такого опыта в моей жизни еще не случалось, пусть мне руку отрежут, если я когда-нибудь это забуду".
На прощание все фотографировались, плакали и аплодировали друг другу. Но не били в ладоши, а прищелкивали пальцами - американцы объяснили это тем, что артисты-то еще не настоящие, какие уж тут овации, пока вполне достаточно тихих прищелкиваний.