Примерное время чтения: 5 минут
81

Чужая земля

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 20/10/2004

Выборгский район богат и на природные, и на историко-культурные достопримечательности. Один город Выборг чего стоит - на внимательное изучение его красот не хватит и летней недели, когда можно вести съемку чуть ли не до десяти вечера. Но на протяжении всех поездок по территории района не покидает ощущение, что нынешние хозяева этой земли плохо знают ее прошлое и не очень заботятся о будущем. Живут настоящим, а оно далеко не везде выглядит привлекательно.

...Только кирха

Обилие природных красот - это и хорошо, и плохо. Хорошо - потому что красота умиротворяет, красота спасет мир и все такое. Плохо - потому что количество отдыхающих на квадратный метр побережья уже приближается к критической отметке. Это не было бы трагедией, если бы все люди убирали за собой - и те, кто приехал на пикничок, и те, кто строит бунгало в сосновых лесах. Чудовищное количество продуктов жизнедеятельности "царей природы" рассеяно по берегам всех водоемов, лес и кустарник повалены вокруг строящихся объектов. Даже сейчас, в отнюдь не курортное время, найти незагаженный уголок в красивом месте трудно.

Что же касается историко-культурных достопримечательностей, то им тоже не очень-то повезло после двух войн и переселений коренных жителей. Вместо небольших ухоженных хуторов, где люди жили в гармонии с природой (коров было столько, сколько могла прокормить земля, а картофельное поле было таким, чтобы хватило себе и на продажу), появились совхозные поселки: уродливые, грязноватые, бессмысленные по планировке. Стали держать огромные стада, которые вытаптывали луга, стали распахивать огромные поля, а потом доблестно гноить урожай, который не умели сохранить, стали разбирать на камень остатки хуторских построек:

Да и городам досталось. Шведский Бьёрке и финский Койвисто теперь стал лишенным привлекательности городом Приморском. Такое же безликое имя, как Приозерск (явно одна государственная голова думала). От старого города осталась только огромная кирха (на фото), стоящая на берегу пролива Бьеркезунд, которая выглядит неприлично роскошно на фоне окружающих ее пятиэтажек и деревянных домишек.

Построенная в 1904 году, она была детищем известного финского архитектора Иосифа Стенбека. Стенбек учился в Германии и любовь к готике выразил в неоготических формах кирхи, а поскольку национальной гордостью Финляндии всегда был гранит, облицовка храма из него и выполнена. 132-регистровый орган был подарен кирхе Николаем II, посетившем Койвисто после постройки храма. После взятия города советскими войсками в 1944 году орган был на месте, на нем даже играли военные музыканты. Одни говорят, что орган вывезли в Кронштадт, другие - что расплавили на рыбацкие грузила. В любом случае, никаких следов его нигде не обнаружено - ни живьем, ни в архивах.

Были в кирхе и витражи, и золотая утварь - все утрачено во время войн. А хрустальную люстру, пережившую бомбежки, разбили, когда опускали с потолка вниз. Как вспоминают старожилы, окрестные дети играли хрустальными подвесками. В городе рассказывают легенду о дочери пастора, которая приковала себя к башне и стреляла по наступавшим советским войскам до последнего патрона. Ее похоронили в кирхе, но долго никто не мог спать в этих стенах - там был размещен госпиталь, и раненые страшно кричали по ночам, как будто их душат.

Много лет уже в кирхе находится городской дом культуры, а с 1996 года - и краеведческий музей, который и собирает по крохам информацию о прошлом города. В кирхе устроился еще один постоялец - это бар "Харви". А почему бы и нет, говорят горожане. Кирха-то бывшая, на ней даже крестов нет.

Реставраторские мостки

Не очень радует в последнее время и сам Выборг. Когда-то он казался оазисом европейской жизни. Фантастической красоты дома северного модерна (отличаются от "южного" модерна обилием гранита в облицовке и минимумом отделочного глазурованного кирпича), узкие улочки, башни и шпили, настоящий замок: Теперь среди этого былого великолепия процветает только исправно посещаемый праздной публикой замок.

А в остальном Выборг производит печальное зрелище. Ветшают дома. Нищие цыгане и малолетние попрошайки околачиваются возле церквей и стоянок туристских автобусов. Потрясающее зрелище производит один домик в Старом городе - дом бывшей купеческой гильдии, памятник федерального значения. Выбеленный, покрытый металлочерепицей, с решеточками на окнах, с металлической дверью - он абсолютно бесхозный. Дверь раскрыта, внутри окрестные дети топят камин дрянью, собранной на помойках (включая электрические провода с изоляцией). Спрашиваем детей: "Как вы сюда попали?" Они отвечают, мол, открыто было, пустой дом, ничей, в нем хорошо играть.

На сладкое гостей Выборга обычно возят в парк-усадьбу Монрепо - там так красиво, что забываются все городские ужасы. Если отвлечься от вечно полузаброшенного барского дома, от совершенно заброшенного Библиотечного флигеля (ну нет денет на реставрацию), то виды парка действительно очень хороши. Пока не дотопаешь до Острова Мертвых, до капеллы Людвигштайн. Вообще-то туда туристов не водят, но поскольку идет реставрация капеллы, на остров проложены мостки, по которым скачут и посетители. Обойдя капеллу, понимаешь, почему сюда не водят. Потому что здесь кладбище семьи баронов Николаи, хозяев поместья. И одного взгляда на пустые и замусоренные склепы, ободранные надгробия, вытоптанную до земли траву достаточно, чтобы понять: после смерти баронам не поздоровилось. И теперь в этом маленьком некрополе устраивают веселые корпоративные посиделки питерские "манагеры" и продавцы компьютерных игрушек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах