Имя Василия Антоновича Косякова знает каждый питерский школьник - хотя бы из экскурсий по городу, хотя бы из книг по истории Петербурга. Еще бы: этот архитектор создал Морской собор в Кронштадте, подворье Киево-Печерской лавры на набережной Лейтенанта Шмидта (ныне подворье Оптиной Пустыни), церковь-усыпальницу в Воскресенском Новодевичьем монастыре и еще несколько десятков культовых и гражданских построек в Петербурге, в других городах России и за рубежом.
Урок небоскребов
Профессор, автор многочисленных научных трудов и учебных пособий, архитектор Высочайшего двора, инспектор по строительной части при кабинете его императорского высочества, Василий Косяков (не путать с двумя другими Косяковыми, его коллегами-родственниками) все-таки считал себя скорее строителем, нежели архитектором. И вершина его творения - Морской собор - конечно, носит подражательный характер, но при этом кто же откажет собору в величии и своеобразной красоте?
Как строитель-ас Косяков одним из первых оценил и стал активно применять цементо-бетон. Понятно, что и цемент, и бетон были изобретены довольно давно, но использовать конструкции из этих материалов как опорные и несущие еще не пробовали. Цементно-бетонный бум в России начался примерно в 1890-е годы - после серии пожаров в американских небоскребах, когда все металлические каркасные конструкции теряли прочность за 15 минут, что приводило к обрушению здания. К слову, крепче металла в огне даже толстая деревянная балка: она держится в несколько раз дольше. Строители решили, что цемето-бетон - это более пожаростойкий материал, и если им окутать ту же металлическую балку, она будет куда прочнее. Использовался такой метод в России до Первой мировой войны - потом просто не до строительства стало.
Косяков у Блоков
Один из малоизвестных косяковских храмов находится далеко в области, в Кингисеппском районе. Посреди маленькой деревни Ивановское на берегу речки Хревицы высится то, что осталось от творения мастера в результате войн и последующих попыток разобрать здание на кирпич. Иоанновская церковь в поместье Блоков (ближайших родственников поэта), лишенная купола, главок, колокольни, превращенная в нелепый куб из красного кирпича, была как раз построена с применением цементо-бетона. А декоративные колонны, пострадавшие во время войны, сейчас сбиты на землю (идет попытка если не реставрации, то хотя бы консервации церкви) и можно рассмотреть их устройство. Внутри колонн - кирпич, снаружи - цементо-бетонная форма. Как рассказывает известный инженер-реставратор Александр Курочкин, долгое время работавший в институте "Спецпроектреставрация", не раз при подготовке к реконструкции зданий, построенных в период активного применения этого материала, находили подобные фрагменты.
При реконструкции, разумеется, никто не будет повторять косяковских хитростей - просто вылепят похожую колонну из современного материала и поставят. Хотя питерская реставрационная школа требует применения аутентичного материала, вряд ли в деревне Ивановское станут колоть кирпич, чтобы наполнить опалубку - тамошним строителям стены бы зачинить. Но у Косякова такие колонны стояли целый век, простояли бы еще, если бы не сбили их. А сколько продержатся новые - неизвестно.