Всем известно, что Сергей Королев начал свою карьеру с детского авиамодельного кружка. Не будь этого кружка, педагога, который разглядел талантливого мальчика и фактически предопределил его судьбу, - никакие идеи Циолковского не повлияли бы на ребенка. Потому что идеи - это одно, а умение их воплотить - немножко другое.
Бывало и хуже
А как у нас сейчас с юными королевыми? Увы. Приходится признать, что все больше детей увлечены в лучшем случае компьютерными играми и телефильмами, в худшем - просто околачиваются по улицам. В кружки, тем более требующие постоянного посещения (а технический кружок пару раз не посети - ты отстал), ходит не так много детей.
Но не стоит драматизировать ситуацию, говорит заведующая отделом Городского центра развития дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных (Аничкова дворца) заслуженный работник культуры РФ Галина Чернякова. Много лет она была директором дворца, и теперь, будучи уже на пенсии, может сопоставить положение дел с детскими кружками в прошлые годы и сегодня. Галина Михайловна убеждена, что сейчас положение как раз выправляется. В 90-е годы дети были совсем предоставлены сами себе - экономику тогда лихорадило и родителям было просто не до занятий своего чада. Но и тогда дворец работал, а вместе с ним - и районные дома творчества.
Некоторые родители утверждают, что кругом одни платные кружки. Но это, мягко говоря, неправда. И неправда, что нельзя найти сведения о том, где в своем районе можно занять ребенка какой-нибудь полезной деятельностью. Городской центр развития дополнительного образования к нынешнему учебному году издал книжку, где не только содержатся все адреса и телефоны учреждений дополнительного образования и фамилии их руководителей, - там кружки, секции и клубы даже сгруппированы по направлениям. Скажем, хотите вы отдать дитя в клуб изучения живой природы - звоните туда, желаете занять его радиолюбительством - тоже телефон есть, и так далее. В каждой школе есть такой справочник, другое дело, что родители о его существовании могут и не догадываться - директора школ по-разному понимают важность дополнительного образования.
Дети свои и чужие
Взять, например, Центр детского и юношеского творчества Ломоносова. Понятно, что ребенку из пригорода тяжело ездить в центр, но, оказывается, и в Ломоносове есть масса интересного. Один Центр туризма чего стоит: его козырное направление - экологический туризм - сделал его известным даже в европейских странах, где занимаются экологией Балтики. Остальные секции и кружки тоже дают пищу для ума и воображения: радиоэлектроника, начальное техническое моделирование, моделирование одежды, дети пробуют работать на станках, на компьютере, изучают автомобиль. И при этом обучение бесплатное - для всех 1300 ребят. Как говорит директор центра Юрий Зубовский, Ломоносов - городок небогатый, спонсоров нет, что родители подбросят (причем сугубо добровольно), за то и спасибо. Один раз Зубовский осмелился попросить денег для центра у одного рыночного деятеля, причем сумму совсем небольшую. Тот надменно на него посмотрел: "На ТВОИХ детей у меня денег нет".
Не меньше, чем кружки и секции, важны клубы по месту жительства. Именно подростково-молодежные клубы собирают наиболее трудных подростков от 14 лет (а некоторые приходят и куда раньше), многие в них остаются вплоть до 18 лет. В прошлом году таких клубов было 320, а занималось в них более 8 тысяч детей. Это при том, что во время перестройки общее количество клубов сильно сократилось, часть оставшихся перепрофилировалась, и работа с детьми по месту жительства, для чего клубы и были созданы, понесла большой урон. А ведь именно сюда приходили и те, кто состоял на учете в милиции.
Наркоманские денежки
Трудных подростков просто необходимо занять техническим творчеством, чтобы паять, лудить, строгать и так далее, чтобы на хулиганство уже ни сил, ни рук не осталось. Или пусть боксом в конце концов занимаются - у тренера, который по сути дела заменит им отца. Не секрет, и Чернякова это подчеркивает, что большинство спортивных кружков объединяет мальчишек, у которых дома не все в порядке, и им приходится очень рано осознавать и свои обиды на жизнь, и учиться быть фактически главой семьи. Все настоящие педагоги знают: они обязаны быть психологами и, если потребуется, психотерапевтами.
Во многих кружках работают мужчины-педагоги, причем за небольшие деньги (педагог без стажа получает не больше трех тысяч), и воспитывают тех самых трудных подростков. Чернякова уверена, что если бы этим педагогам платили хотя бы тысяч пятнадцать, им не надо было бы бегать искать подработку, как это вынуждены делать многие. Где взять деньги на такую зарплату? Галина Михайловна предлагает смелый ход: "Не надо тратить огромные средства на выпуск литературы для наркоманов и алкоголиков, все равно они ее не читают. Не пустить ли эти деньги на развитие кружков и клубов для трудных подростков, на зарплату их педагогам? Если вовремя взяться за ребенка, он не станет наркоманом или алкоголикам, его не надо будет лечить". Но такое предложение обычно встречает глухой ропот и у чиновников, и у депутатов: велено бороться с наркоманией - будем с нею бороться. Когда скажут бороться за сохранение подростковых кружков - тогда и начнем. Потому и кружки существуют на подножном корме, и детские лагеря позакрывались.