15 декабря в Доме актера прошло собрание петербургских писателей, на котором пришедшим объявили о создании новой ассоциации. 21 декабря в помещении Музея нонконформистского искусства, что расположен в арт-центре "Пушкинская, 10", состоялся семинар на тему "Основы авторского права".
По вертикали
Союз писателей, созданный в 1934 году, в конце восьмидесятых дал трещину и распался. Затем сгорел Дом писателей, занимавший дворец Шереметевых на Неве (теперь восстановленный и проданный в частные руки). В Санкт-Петербурге на данный момент действует несколько разнокалиберных писательских организаций. Выстраивая вертикаль власти, современный российский режим хочет иметь одну легитимную писательскую организацию. Собрание в Доме актера прошло по инициативе властей и с участием губернатора. Писатели, так яростно боровшиеся друг с другом накануне падения Советского Союза, теперь по воле властей объединились в ассоциацию - ей губернатор пообещал помещение и денег на содержание. Никакого голосования на собрании не было, писательскую массу просто поставили перед свершившимся фактом.
Не обошлось и без курьезов. Прозаик С. Коровин излишне эмоционально среагировал на выступление пожилого литератора Ю. Андреева, вскочил с места и предложил выступающему отправиться в... филейную часть. Собравшиеся замерли, ожидая реакцию губернатора, но та лишь похвалила творческую интеллигенцию за полемический задор.
После собрания писателям от городской власти был организован фуршет. Бывшие противники выпивали, закусывали и обнимались, забыв про недавно непримиримые противоречия. Никто не вспомнил про демократические процедуры, все с восторгом вспоминали реплику С. Коровина, одобряя при этом лояльность реакции губернатора.
По горизонтали
Несомненно, Россия - рыночная страна. Отношения между писателем и государством, обществом носит чисто экономический характер. Автора можно назвать кустарем-одиночкой, старающимся со своим товаром (романом, повестью, стихотворением) пробиться на прилавок. В этом желании он взаимодействует с издателями-перекупщиками. Часто в этом взаимодействии перекупщики обманывают кустаря. Авторы, в отличие от других трудящихся, объединенных в профсоюзы, как правило, прав своих не знают и не отстаивают их.
Семинар на "Пушкинской, 10" организовала Автономная некоммерческая организация владельцев интеллектуальной собственности (АНОВИС), созданная полтора года тому назад такими мастерами культуры Санкт-Петербурга, как А. Тропилло, Д. Шагин, С. Носов, И. Дудина, Е. Глюкк и др. Директором АНОВИСа избрали писателя и рок-музыканта В. Рекшана. Возможности у вновь созданной организации в силу множества причин ограничены, но, по словам директора, "АНОВИС активно занимается просветительской деятельностью, призывая правообладателей защищать свои права".
В семинаре приняли участие несколько десятков художников и литераторов арт-центра. Задавали разные, часто наивные вопросы, на которые отвечал приглашенный юрист С. Корнилов. Руководители семинара старались оперировать примерами из реальной жизни. В. Рекшан рассказал, как ведет судебную тяжбу с издательством "Янус", выпустившим "пиратский" сборник статей. Это дело может стать для нашего города прецедентным. Если АНОВИС выиграет процесс, то авторы поверят в реальность "Закона об авторском праве и смежных правах" и станут обращаться в суды. Уже сейчас, вдохновленные позицией АНОВИСа, литераторы К. Селиверстов и Еременко-Толстой подали в суд на издательство "Лимбус пресс". Понимая знаковость происходящего, "Янус" и "Лимбус пресс" отказываются признать вину, отбиваясь от истцов всеми доступными способами. Чтобы как-то уйти от ответственности, адвокат "Лимбус пресс" представил суду странный документ, из которого следует, что роман Еременко-Толстого издательству не принадлежит, поскольку продан: в офшор!
Получается, что в то время как власть хочет возврата понятной ей по советским временам вертикали, авторы самоорганизуются-таки, стараясь защитить себя, и таким образом строят "горизонталь" - гражданское общество.