Противники выборов в ЗакС по "партийным округам" убеждены: если пройдет вариант Вадима Тюльпанова, в декабре 2006-го Петербург получит либо фрондирующий парламент, либо массовые митинги на улицах.
Проголосуем, а затем...
Весной 2003-го Госдума предписала, чтоб не меньше половины депутатов в местные Думы и ЗакСы выбирались по партийным спискам. Два года спустя, весной 2005-го, питерские законодатели наконец-то перенесли споры о своем будущем из кулуаров Мариинского дворца в зал заседаний.
6 апреля они приняли в первом чтении проект спикера Вадима Тюльпанова, согласно которому, ЗакС следующего, четвертого созыва, должен состоять из 50 "чистых" партийцев. 20 апреля заканчивается прием поправок к закону, и 27 апреля он (теоретически) может быть принят во втором и даже в последнем, третьем чтении. Однако в реальность такого сценария не верят даже некоторые депутаты, поддержавшие тюльпановский проект.
Для принятия его за основу фракции "Единой России" и ее союзникам хватило 27 голосов - на один голос больше простого большинства. Чтобы поставить точку, потребуется 34 голоса, или квалифицированное большинство, т. к. меняется городская Конституция (Устав Санкт-Петербурга). Без согласия с демократами и "Партией жизни" такое не провернуть. Да еще неизвестно, как поведут себя поддержавшие было закон фракции "Родина" и ЛДПР. Ведь уже во втором чтении ЗакС должен определиться с порогом прохождения для каждой партии. И если "медведи" захотят поднять его на высоту 7% от голосовавших избирателей (такая цифра фигурирует в последних федеральных проектах), сторонники Рогозина, а тем более Жириновского, не имеющие в Петербурге стабильного электората, могут переметнуться к несогласным.
Подсчет рогатин
Участники "антимедвежьей" коалиции критикуют проект Тюльпанова с разных сторон. Что не мешает им успешно координировать свои действия как в самом Мариинском дворце, так и за его пределами.
Демократы первым делом указывают на очевидные нелогичности проекта Вадима Тюльпанова. Спикер ЗакСа хочет, чтобы в декабре 2006 года петербуржцы голосовали по двум партийным спискам - единому общегородскому и партсписку в своем избирательном округе. Соответственно, чтобы кандидат попал в парламент, должны быть выполнены два условия. В округе должен победить возглавляемый этим кандидатом партийный список, а его партия в целом по городу должна преодолеть не установленный пока что процентный барьер. Но отдельные депутаты по Петербургу в своих округах сейчас куда более популярны, чем их партии - в целом по городу.
Другая нестыковка - место кандидата в общегородском партийном списке. Его предлагают определять по набранным партией в данном округе голосам. Однако округа в северной столице нарезаны неравномерно, и активность избирателей в них разная. Велик риск нового парадокса: в густонаселенном районе, где хорошо ходят на выборы, кандидат со своим списком второй на финише, а голосов за него подано больше, чем за однопартийца, взявшего верх в малонаселенном и слабоголосующем районе. И тогда в верхней, "проходной" части городского списка окажется совсем не тот, за кого (как задумывали авторы проекта, желая сохранить привязку к округам) голосовали конкретные избиратели.
"Партия жизни" указывает на опасности иного рода. По мнению Олега Нилова, "Единая Россия" в погоне за абсолютной победой рискует совершить "большую политическую ошибку". "Если народ раскусит, что его хотят провести, и устроит протестное голосование, о мире и согласии с таким парламентом Смольный может забыть. Если не раскусит и увидит, что поданный им процент голосов за "Единую Россию" за счет отсечения малых партий и передачи неполученных ими мандатов победителю вырос до 60-70%, народ может выдать такую реакцию, которую все мы сегодня хотим видеть меньше всего".
Интересно, что каждая спорящая сторона ссылается на результаты недавнего социологического опроса (см. "ЗакС "заказал" себя у народа" в "АиФ-Петербург", N 10, 2005 г.), проведенного в Петербурге. Когда противники тюльпановского проекта предлагают, например, вернуться к системе выборов (50 по спискам, 50 по округам), представители "Единой России" и администрации Санкт-Петербурга напоминают, что петербуржцы высказались против увеличения числа депутатов до 100 человек. А тот факт, что большинство горожан как раз поддержали смешанную схему, остается как бы за скобками.
Депутат Михаил Амосов со своими помощниками не поленился провести расчеты, согласно которым, содержание одного депутата со всеми его ксероксами, служебным авто, мобильной связью и помощниками в расчете на одного петербуржца исчисляется 3 рублями. Однако этот аргумент тоже не возымел действия ни на его коллег-"медведей", ни на исполнительную власть.
Самый примечательный факт состоит в том, что губернатор Валентина Матвиенко, по некоторым данным, отнюдь не держится за проект Тюльпанова обеими руками. Что ободряет его противников и до известной степени деморализует сторонников. На недавней встрече с одной из фракций ЗакСа губернатор дала понять, что для нее главное - законсервировать численность депутатов на полусотне. В остальном Матвиенко, по словам одного из участников переговоров, "готова принять любое решение".
Противники "медведей" сходятся во мнении, что только губернатору по силам предотвратить надвигающийся кризис. При этом демократы убеждены, что пересмотреть собственное решение выше сил Валентины Ивановны. А их союзники надеются, что судьбоносность закона и голос общественности еще способны пробудить в Матвиенко смелого политика. Кое-кто из соратников Нилова надеется также переубедить полпреда президента Илью Клебанова, указав последнему на малоприятную перспективу превращения родины Владимира Путина в родину очередной российской революции, на сей раз - оранжевой. А в том, что законопроект Тюльпанова положил конец спокойной жизни ЗакСа и города, сегодня мало кто сомневается.
Методы "наши" и "не наши"
Уже после того как схема выборов ЗакСа была утверждена в первом чтении, президент России внес в Государственную думу новые поправки к избирательным законам. В том числе - проведение региональных выборов в один и тот же день по всей стране. Таким образом, партия власти получит возможность воздействовать на умы избирателей за счет массового промывания мозгов на федеральных телеканалах.
Казалось бы, позиции тех, кто ратует в Петербурге за стопроцентные партийные списки, должны укрепиться - меньше опасений остаться без мандата из-за того, что народ "прокатит" партию власти. Однако противники партийных выборов напоминают, что в истории нашей страны уже был момент, когда одна партия имела и полный набор инструментов для пропаганды, и административный ресурс, однако в итоге власть потеряла.
Будет ли Питер в декабре 2006-го ставить на Дворцовой палатки того же цвета, что ставила Украина на Крещатике в декабре 2004-го, еще неизвестно. А вот кризис в ЗакСе уже не за горами. По словам Михаила Амосова, Олега Нилова и других стойких противников выборов по "партийным округам", оппозиция готова к любым парламентским методам борьбы. В том числе - к срыву голосования на этапе третьего чтения, если не будет найден компромисс. Таким образом, Мариинский дворец уже через неделю рискует вернуться в суровые дни первого и второго созывов, когда неделями и даже месяцами пленарные заседания блокировались из-за отсутствия кворума, когда избранников разыскивали и доставляли в парламент с милицией, а сами господа заседатели уличали друг друга в голосовании чужими электронными ключами и дубликатами оных. Что ж, автору законопроекта г-ну Тюльпанову к парламентским действиям "по законам военного времени" не привыкать.
Законопроект Тюльпанова положил конец спокойной жизни ЗакСа и города.