Примерное время чтения: 8 минут
190

Александринку обновляют, а она... дерется

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 24/08/2005

:Если бы прохожие могли представить себе, что сейчас творится за строгим классическим фасадом Александринского театра! Зрительный зал снизу доверху заполнен строительными лесами, в ложах сняты двери, перегородки расчищены до первоначального дерева, в коридорах со стен сбита штукатурка, с чугунных перил сдираются бесчисленные слои краски.

Сцена, на которой демонтировано все оборудование, своими грандиозными размерами производит впечатление дока, куда может войти океанский лайнер. Работа кипит на каждом участке, все делается одновременно и должно быть закончено за год! Почему такая спешка? Потому что ровно через год, в августе 2006 года, здесь будет отмечаться 250-летие открытия государственного театра в России. Указ был подписан императрицей Елизаветой в 1756 году. Александринская труппа является преемницей той первой профессиональной драматической труппы в стране.

Фанаты и фантики

Зданию Александринки, построенному Карлом Росси в 1832-м, 173 года, оно ни разу капитально не ремонтировалась, поэтому сейчас одновременно с реставрацией идет и его обследование, кроме того, как при археологических раскопках, открываются тайны.

Так, под полами лож нашли то, что оставили, то ли потеряв, то ли запихнув в вентиляционные отверстия, "благодарные" зрители: программки на русском, французском и немецком, пуговицы (в такой давке продирались на спектакль, что теряли пуговицы?), фантики от конфет 1840 года, картонные ложечки от мороженого 1860-х, билеты не только в театр, но и на конку, векселя, причем в один, видимо просроченный, явно был завернут бутерброд, потому что сохранились масляные пятна. Такого "мусора" набралось десятки мешков, кое-что из "достопримечательностей" будет представлено в экспозиции музея Александринки.

Хотя капитального ремонта не было, различных перестроек насчитывается около пятнадцати, и замысел Росси был во многом изменен. Первоначально цвет стульев, росписей и занавеса был голубым - в цвет ленты главного российского ордена Андрея Первозванного. Сейчас кое-где открываются фрагменты голубых росписей. Уже в 1849 году цвет сменили на красный, потому что Николай Первый посчитал, что так наряднее. Кроме того, раз театр получил название Александринского - в честь императрицы Александры Федоровны, оказался уместен и цвет ленты высшего дамского ордена - Святой Екатерины.

Кинобудка в царской ложе

Самые значительные и, прямо скажем, уродливые перестройки были в советское время. К примеру, в 1960-х годах вышло указание во всех театрах оборудовать киноустановки! Так как центр зрительного зала Росси непредусмотрительно занял царской ложей, то кинобудку соорудили, оттяпав от ложи верх: свод перегородили бетонной плитой, укрепили рельсами. Хорошо, что рука не поднялась уничтожить золоченую лепнину, так что это была самая роскошная кинобудка в городе, только ею практически не пользовались.

Интересно, что когда вот сейчас, в июле, параллельно с кинобудкой стали ликвидировать и радиоложу, обнаружили заложенную кирпичом нишку, а в ней - позолоченные деревянные украшения другой изуродованной царской ложи - малой, выходящей на сцену. Между прочим, император гораздо чаще пользовался именно ею, а центральной - лишь в торжественных случаях. К ложе на сцене вел отдельный вход с улицы, ее предваряла роскошная гостиная. В советское время эту ложу приспособили для нужд радиокомитета, чтобы вести прямые трансляции спектаклей. Стены обили звукоизоляционными панелями, а вот украшения добрые люди не выкинули, а спрятали.

"Советизация" мебели

То, что Александринка была главным императорским театром, в советское время сильно портило ее репутацию.

В 1917 году это был единственный из театров, который объявил саботаж советской власти и в течение нескольких месяцев не давал спектаклей. Этого простить не могли, и когда в 1932 году праздновали столетие здания, вышла специальная директива "о советизации Александринского театра" - идеологической и физической. Идеологическая заключалась в том, что поменяли репертуар - вместо классики стали играть советские пьесы, такие как "Страх", "Ярость", "Бронепоезд 14-69". Ну, а физическая - в том, чтобы искоренить приметы аристократического императорского быта. Едва ли не главным объектом борьбы стала: мебель. Были вынесены все гарнитуры из фойе, царских лож. Хорошо, что мебель не выкинули, а часть передали в бутафорский цех, часть рассовали по бухгалтериям и прочим кабинетам. Сейчас, когда гарнитуры стали собирать, происходят удивительные открытия. "А вот под лестницей какая-то рухлядь, выкидывать?" - спрашивают рабочие. "Рухлядь" оказывается россиевским стулом, который тут же отвозят в реставрацию, ставят на учет в ГИОП.

"Ошибочный" плафон

Советизация тому виной, или нет, но в 1932 году со здания содрали медную крышу, которая никогда не протекала, и установили обыкновенное кровельное железо, которое течет каждый год. Особенно от протечек страдал плафон. Впрочем, тот, который мы видим, оказался в Александринке: по ошибке.

Первоначальный плафон работы А.Виги был переписан уже через несколько лет, потому что закоптился. Был сделан другой, так называемый виньеточный, а в 1932 году возникла идея возвратить первоначальный. Реставраторы обратились к "Ежегоднику императорских театров", где в одном из номеров увидели эскиз "Первоначальный плафон Александринского театра" с подписью Росси. Как выяснилось позже, это был плафон для Каменноостровского театра. Но в 1932 году взяли эскиз, быстренько организовали студентов Академии художеств, и в августе в качестве практики они расписали плафон. Теперь-то, спустя семьдесят лет, его тоже можно назвать историческим, он пережил войну, сейчас его восстанавливают.

Лучшая акустика в Европе

Что же в театре осталось подлинного, россиевского? Очень много. Так, перегородки и барьеры лож сделаны из дерева, которому уже за 170 лет. Расчищающие его от позднейших наслоений рабочие восхищаются: "В отличном состоянии. Доска сухая, устоявшаяся". Дерево играло большую роль в акустике театра, которая считалась лучшей в Европе. Ее надеются сохранить.

:Когда обследовали вентиляцию (а под зрительным залом и в стенах проходят целые вентиляционные коридоры), пришли к выводу, что после реставрации она прекрасно справится с современными задачами, нет нужды устанавливать кондиционеры!

Когда-то в подвальных помещениях топили печи, и по воздуховодам тепло поднималось вверх. В стене, под слоем штуратурки, рабочие нашли два термометра Реомюра - они измеряли температуру подаваемого воздуха. Один из них оказался действующим, и после реставрации оба вернутся на место.

На своем месте в люстровом зале под крышей и люлька, в которой когда-то спускался монтировщик, чтобы зажечь главную люстру. Люлька давно не нужна, но остается как потрясающий экспонат! У художественного руководителя театра Валерия Фокина есть идея, чтобы в дневное время театр был открыт как музей.

Чудо техники

В свое время Александринка была техническим чудом. Росси впервые применил здесь металлические конструкции перекрытий и устроил подвесной потолок над зрительным залом. Тогда эксперты из строительной конторы подняли шумиху, что он, мол, ошибся в расчетах. Росси предложил собрать такую же конструкцию на земле и испытать с троекратным превышением нагрузок. От интриг зодчий даже заболел и отправился лечиться на воды. Он писал: "В случае, когда бы в помянутом здании от устройства металлической крыши произошло какое-либо несчастие, то в пример для других пусть в тот же час меня повесят на одной из стропил театра". В его отсутствие на заводе Кларка отлили конструкцию и провели испытания на площади перед театром. Вот уже более 170 лет конструкция прекрасно стоит, а когда смотришь на сложные металлические переплетения, поражаешься, как современно они выглядят.

Сцена-храм

Сцена построена Росси в форме трехнефного храма с куполом, в центре - алтарная часть, увенчанная колоколами (их привезли из московского Ново-Иерусалимского монастыря). Колокола играли в спектаклях, звучат и до сих пор.

Ну а пока "храм" закрыт на целый год. И все-таки спектакли увидеть можно. 30 августа в "Балтийском доме" будет дан "Двойник" - одна из последних премьер труппы в режиссуре Валерия Фокина. Так Александринка откроет 250-й юбилейный сезон, этим же спектаклем она участвует в международном фестивале "Балтийский дом".

"Бездомных" артистов приютят также на сценах театров им. В. Комиссаржевской, комедии, ДК "Выборгский", зала "Карнавал". Конечно, по техническим причинам репертуар будет показан не полностью, но самые популярные спектакли - "Ревизор", "Нора", "Деревья умирают стоя" - увидеть можно. Александринка поедет и на гастроли - в Южную Корею, Польшу, Финляндию.

:Интересно, что когда пробираешься по "разгромленному" зданию театра, обязательно набьешь шишек! "Театр дерется, это его реакция на то, что потревожили", - потирая ушиб, комментирует исполнительный директор по научно-творческой работе Александр Чепуров, энциклопедический знаток истории Александринки, проводник по всем ее этажам и закоулкам: "Но на этот театр обижаться невозможно, в него все влюблены, от художественного руководителя до рабочего".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах