По подсчетам Русской православной церкви, в ее лоне находятся около 120 миллионов граждан России. Идеологи ислама считают, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. Поскольку в России проживает около 144 миллионов человек, среди которых есть немало атеистов, католиков, буддистов, иудаистов, баптистов, иеговистов, то как минимум одна из конфессий преувеличивает свои возможности.
"У меня нет для тебя другого народа:"
Точных данных о количестве верующих в России нет. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), о своей вере в Бога заявили 47% респондентов, что почти в четыре раза больше, чем в конце семидесятых. В то же самое время почти в 2,5 раза уменьшилось количество тех, кто не верит ни в какие сверхъестественные силы - 10%. По данным петербургского НИИ комплексных исследований, соотношение между верующими и атеистами - 80% и 18% соответственно.
Любопытный парадокс: общее число верующих (47%) оказалось меньше общего числа приверженцев различных конфессий (70%). Ислам и православие индентифицируют с национальным образом жизни, с типом культуры, принадлежность к которой естественна для респондента. При этом среди тех, кто относит себя к неверующим, оказались и те, кто верит в черта (1,6%), приметы (14,7%), в некую сверхъестественную силу (13,2%), в загробную жизнь (2,8%), колдовство и магию (3,4%), в переселение душ (2,4%) и т. д. Среди верующих картина не менее странная: 25% опрошенных верят в магию и колдовство, 30% - в астрологию и гороскопы. При этом многие атеисты подчеркивают авторитет Русской православной церкви в решении проблем общества, а верующие не считают отношение к религии определяющим при выборе круга общения.
Большинство людей, воспитанных в советское время, - неверующие. Хотя приближающаяся смерть в пожилом возрасте является наиболее распространенной причиной обращения к религии - среди людей после 60 лет верят свыше 85%. Среди людей с высшим образованием верующих меньше, чем среди людей со средним. Хотя среди представителей академической науки отнесли себя к православным 89,7%, среди военнослужащих - 79%. Богатые атеистичнее бедных. В провинции верующих больше, чем в мегаполисах. Так, в сельской местности атеистов - 9%, в малом городе - 18%, а в большом - уже 23%. Большинство людей согласно с тем, что интерес к религии у значительной части общества поверхностный, обусловленный модой, но все равно называют себя верующими. Среди верующих в Бога в Божий суд верит всего половина.
68% православных никогда не причащались. Только 3% людей, назвавших себя верующими, часто общаются со священниками. Соблюдают пост только 4% православных, а около половины никогда не раскрывали Библии.
Отношение паствы к Священному Писанию анекдотично. Судя по тиражам Библии, у каждого россиянина она должна храниться дома, на работе и на даче. Тем не менее три четверти православных петербуржцев не могут внятно ответить, что такое Голгофа или Гефсиманский сад, хотя и знают, что "это из Библии". Вспомнить все десять заповедей способны единицы. Значительная часть опрошенных считают, что Иудея - это местность, в которой живут потомки Иуды.
"Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить:"
Исследователи постарались выделить категорию "настоящих" верующих. Это люди, которые считают себя православными, верят в Бога, с которым можно вступить в личные отношения, хотя бы фрагментарно читали Библию, посещают церковь не реже раза в месяц или часто молятся. Таких набралось 7%. По словам исследователя Дмитрия Фурмана, "если же мы чуть ужесточим критерии, добавив например регулярное причащение, или соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз хотя бы одного Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию и переселение душ, группа традиционных верующих вообще "исчезнет". Из этого напрашивается вывод, что разрекламированное "религиозное возрождение России" имеет пока самый поверхностный и "идеологический" характер, не затрагивая более глубоких слоев сознания".
Еще один парадокс: среди петербуржцев до 25 лет считают себя верующими 83%, тем не менее боссы Русской православной церкви считают молодежь наиболее равнодушной к вере возрастной категорией. Классическим стал афоризм диакона Андрея Кураева, что "число молодых людей в храме в точности равно количеству алтарников". Выступая на съезде православной молодежи, архиепископ Костромской и Галичский Александр заявил: "Мы имеем дело с попытками создания небывалого доселе человеческого типа, воистину нового человека, покорного велению своих инстинктов, живущего в мире, где все дозволено, не ведающего смысла греха". Из этого владыка делает вывод, что раз молодежь ничего не ожидает от церкви, то у нее отсутствуют духовные потребности. Между тем 15-20% молодых петербуржцев когда-либо соприкасались с сектантскими движениями, а о существовании Бога всерьез размышляли более 90%. И если "Брахма Кумарис" показалась кому-то предпочтительнее РПЦ, то православным идеологам стоит задуматься, где в их организации юные души увидели фальшь: в скандалах, связанных с чекистским прошлым и содомитским настоящим некоторых святош, или в сытых и довольных лицах тех, кто по долгу службы носит рясу. Сегодня вполне серьезно предлагают создавать при православных храмах художественные кружки, футбольные команды и компьютерные клубы для привлечения молодежи. Это не гарантирует, что тинейджеры вместо порносайтов обратятся к Пастырю, но показатели ответственным за молодежную политику, безусловно, подтянет. Правда, есть риск получить "на выходе" веру того же качества, что и методы ее формирования.
"Смотри, как ступаешь, в дом Божий идя:"
В ряду приоритетных жизненных ценностей петербуржцев вера значительно уступает работе, семье, здоровью, деньгам и даже потребности в телевизоре и застольях. Тем не менее в сознании граждан глубоко живет ощущение греховности своего существования. Именно с этим исследователи связывают, например, щедрость граждан в дни религиозных праздников. Хотя далеко не все участники гуляний понимают их значение (например, среди празднующих Пасху соблюдало пост менее 5%).
Стоит зайти в собор в такие дни, чтобы понять: религиозное возрождение России - не пустой звук. Посетителей - легион. Свечки, иконки, крестики, святая вода сметаются в церковной лавке, словно к утру обещали Армагеддон. Глаза попрошаек блестят азартом. Подавляющее большинство паствы не знает, к кому из святых они обращаются с зажженной свечой, предпочитая собирательное наименование "Господи". Самое распространенное слово в обращениях верующих - "Дай!". "Дай силы", "дай удачи", "дай денег", дай то, в чем отказали начальство или близкие.
Почему-то массы неофитов стремятся в храмы, когда обстановка в них меньше всего располагает к разговору со Всевышним. Словно в другие дни у Него нет приема. Самый посещаемый собор в Питере - Казанский, из которого ведутся телетрансляции служб в праздники. Алтарь, иконостас и своды собора за счет современной подсветки окрашиваются в божественно прекрасные оттенки. И атмосфера в храме тогда напоминает смесь съемочной площадки, оперного спектакля и лазерного шоу Жан-Мишеля Жарра.
Согласно канону, всенощная в храме - это труд души верующего, которая очищается за ночь в процессе коллективной молитвы. Но страждущие, успевшие занять в Казанском немногие сидячие места, к двум часам ночи уже почивают на плечах друг друга, полагая, что душа очистится и без их участия.
В храм многие идут от пьяного стола, поэтому количество драк в дни христианских праздников, как правило, выше среднего. Но, как я убедился однажды в пасхальную ночь, оно могло быть еще выше. Двое пожилых дядек стояли в воинственных позах в фойе ресторана. Если адаптировать их речь для печати, получалось следующее. N 1: "Если бы не мое глубокое уважение к личности И. Христа, я бы перебил о вашу голову все бутылки из бара". N 2: "Если бы не данное мной слово не проявлять агрессивности в святой праздник, я бы плюнул на свою гетеросексуальность и вступил бы с вами в интимные отношения".
Господи, в кого бы мы без Тебя превратились?