Церковные писатели вот уже двадцать веков не перестают воспевать тот день, когда Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан к Иоанну Крестителю. Впрочем, зачем пересказывать то, о чем сохранились свидетельства очевидцев. В Евангелиях, книгах, написанных ближайшими учениками Христа, сохранилось следующее повествование:
«В пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат, в пустыне было слово Бога к Иоанну, сыну Захарии, называемому Крестителем. И тот стал обходить земли вдоль Иордана, призывая людей покаяться и обратиться к Богу, в знак чего креститься, то есть омыться с погружением, чтобы получить прощение грехов. К нему приходили все жители Иерусалима, а также всей Иудеи и окрестностей Иордана. Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордан.
Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для крещения. Иоанн противился этому, говоря, что он сам нуждается в крещении от Иисуса. „Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус, — этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог“. Иоанн согласился.
Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему. И голос с неба сказал: „Это Мой любимый Сын, в Нем Мое благоволение“.
После этого Иисус начал Свое служение, Ему было около тридцати лет».
Даже читая этот текст впервые, становится очевидно, что это не просто рассказ, изложение ряда событий. В короткой заметке невозможно разъяснить его сколько-нибудь подробно не только с богословской, но даже с исторической точки зрения. Поэтому попытаемся указать на те религиозные, вероучительные тайны, которые открываются из этого отрывка. Первая — о Троичности Божества: Сам Бог открывает себя, как говорят, в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Вторая — о богочеловечестве Христа. Отец свидетельствует о том, что предстоящий перед Иоанном Иисус — сын Марии — еще и Божий Сын. Третья — о миссии Иисуса. Христос пришел для того, чтобы взять на Себя грех мира, чтобы спасти людей.
Понятно, что довериться словам евангелистов или нет — это дело каждого. Важно понимать и признавать, что для христиан праздник Крещения Господня или, как его еще называют – Богоявления, — состоит, прежде всего, в радостном переживании указанных трех тайн.
В повествовании евангелистов есть еще один важный момент — это собственно крещение Иисуса. Наиболее очевидное понимание состоит в следующем. Жители Израиля, поверив Иоанну Крестителю, приходили на реку. Чтобы засвидетельствовать свое покаяние, то есть признание своих грехов, они окунались в воды Иордана, как бы смывая с себя грехи, очищаясь духовно. Именно в эти воды, как в поток людского греха, погружается Тот, Кто безгрешен, Тот, Кто готов взять эти грехи на Себя и даже, как говорит Евангелие, искупить ценой собственной жизни. Есть множество размышлений на эту тему, есть много иных толкований этого поступка Иисуса. Для нас важно, что христиане видят в крещении Иисуса свидетельство о появлении Того, Кто не боится разделить с людьми не только радость жизни, но и последствия греха и даже саму смерть.
Как это часто бывает в жизни, суть каких-то событий, если она не понятна, и потому не важна, уходит на второй план, оставляя место тому, что понятно, просто, осязаемо и что откликается на насущные запросы. Так произошло со многими христианскими праздниками в постсоветской России. 70 лет воинственного атеизма выветрили из народного сознания азы христианского вероучения. За 20 лет свободной церковной жизни положение дел качественно не изменилось. Тут есть, конечно, и вина Церкви, так и не направившей в должной мере свои силы на просвещение народа. Оговорюсь и уточню, что просвещение не означает обязательной веры. Знать из достоверных источников о жизни Христа, о вероучении православия — это одно. Быть верующим христианином — это другое. Первое, думаю, должно быть присуще любому образованному человеку, второе — тем, кто пожелает сам.
Так вот, не только в народном, но и в околоцерковном сознании и практике праздник Богоявления отождествился с раздачей святой воды. Все бы ничего, если бы в этой воде не тонул не только смысл праздника, но часто и вообще всякий здравый смысл.
В подавляющем большинстве своем, пришедшие за водой люди не понимают, да и не хотят понять и принять христианский взгляд на получаемую ими святыню. Народ давно изобрел свое понимание, свои обычаи, требования, приметы и даже магические ритуалы, связанные со святой водой. Достаточно вспомнить совершенно безумное поверие, что крещенская вода, полученная 18 января, сильнее, чем 19-го, в самый день праздника.
Печально, но, похоже, теперь уже невозможно вернуть в народные представления об освящении воды тот смысл и значение этого древнего и прекрасного обычая, которые диктуются Евангелием и церковным вероучением. Складывается примерно такая картина. Предположим, в народе прошел слух, что листья определенных деревьев, которых в Москве множество, помогают от всех болезней. Все бросились обрывать ветки, ломать насаждения. А власти города, вместо того чтобы указать на всю несуразность этой ситуации и прекратить произвол, наоборот, начали сажать еще больше деревьев и организовывать доступ населения к труднодоступным растениям.
И главное: зачем стольким людям нужна святая вода, да еще в таких количествах? Функция парков в городе не в том, чтобы всех лечить, а в том, чтобы расти и обогащать кислородом воздух. Так же и со святой водой. Она отнюдь не для того, чтобы с ней играли в лотерею: авось вылечит и даст здоровье.
Церковное вероучение несовместимо с магией. Церковь не признает самодостаточных святынь с целительными свойствами. Христианство во все времена настаивало на том, что через материю может действовать и часто действует Бог, но материя сама по себе не может ничего. Задача и функция святой воды в том, чтобы христиане имели возможность в повседневной жизни приобщиться через ее употребление к Божьей благодати, то есть дать возможность Богу сделать то, что Он хочет. Конечно, тут возможны просьбы и мольбы о чем угодно, в том числе и о здоровье, но употребление святой воды оправдано, и имеет смысл, только в случае доверия тому Богу, Которого христиане призывают эту воду благословить и освятить.
А это значит, что без понимания того, что написано о празднике Богоявления в начале этой заметки, без принятия этого, без личного доверия Христу Спасителю — Сыну Божьему, употребление святой воды становится бессмысленным. Если вернуться к примеру с листьями: мы понимаем, что от употребления их вреда людям не будет, пользы, правда, тоже. Так же и со святой водой: вне христианского понимания употребление ее безвредно, но какая в том польза?
В заключение хочется сказать следующее. Для христиан святая вода — далеко не главное в жизни. Они могут иметь ее в доме, могут не иметь, могут пить ее регулярно, могут не пить вовсе. И все это потому, что у них есть Тот, в Кого они верят, Тот, Кто всегда и всюду с ними.
Еще раз о причинах
Если говорить совсем серьезно, то дело во все возрастающем недоверии к людям и в итоге разделении церковной жизни на три достаточно четких сферы: сакральную, куда допускаются избранные ; профанную, не требующую ничего, и промежуточную, где от человека требуется некоторая формальность.
Юрий Белановский |