"Начинаем обратный отсчет. Три, два, один - поехали!" Космический корабль отрывается от поверхности Невы, и через пару секунд Земля за огромным иллюминатором командной рубки превращается в голубой шарик. Это не кадр из фантастического фильма. Это урок астрономии в центре "Транс-Форс", созданный с использованием передовых компьютерных технологий.
За 45 минут урока корабль будущего со школьниками на борту облетает Луну, путешествует к Меркурию, Венере, Марсу и другим планетам солнечной системы. На панорамном экране силами компьютерной 3D-анимации разворачивается величественная картина космического пространства. Урок ведут виртуальные персонажи: профессор Землянкин и сотрудница Пулковской обсерватории Венера Парфенова. Иллюзию реального космического путешествия дополняет информация на локальных мониторах, установленных на столах командной рубки космического корабля. Здесь планеты демонстрируются в разрезе, приводится информация о составе почвы, атмосферы, где она есть, и других характеристиках небесных тел. "Обратите внимание, справа по борту станция "Мир", - прерывает рассказ Землянкина о Марсе бортовой компьютер "Катюша".
Урок астрономии с использованием современных компьютерных достижений разработала питерская компания "Транзас", которая специализируется на производстве тренажерных систем для морской и авиационной отраслей. Аналогов этой образовательной программы пока нет нигде в мире. Главную свою задачу разработчики видят в том, чтобы привлечь и удержать внимание школьников. Какой ученик будет на уроке обмениваться записками с соседом, когда прямо по курсу на корабль летит астероид или космический аппарат, на котором путешествует весь класс, и его вот-вот затянет в черную дыру?
"Даже учителя с удовольствием присутствуют на таком уроке, - говорит методист по географии научно-методического центра Калининского района Людмила Лескова. - Тем более на уроке астрономии, которую в школах сегодня практически не преподают. Наши ученики ходят сюда еще и на урок географии. Наглядных пособий сегодня в школе мало, а тут все климатические пояса на экране, как в реальности. Как будто сам побывал, например, в Антарктиде".
Уже не виртуальный, а самый что ни на есть настоящий доктор физико-математических наук, сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН Виктор Дубрович, участвовавший в создании программы, считает, что такие виртуальные уроки позволяют привить школьникам интерес к космосу. "Они должны относиться к нему, как к удивительному театру, - говорит он, - а не как к источнику всевозможных неприятностей в виде злобных пришельцев или ужасных метеоритов".
Кроме урока географии и астрономии для учеников 4-7-х классов, питерские программисты намерены разработать виртуальные программы по астрономии для старшеклассников и сымитировать путешествие в подводный мир.