В предновогодние дни Эдита ПЬЕХА по традиции встречается с петербуржцами в зале "Октябрьский". Впрочем, традиция прерывалась на два года из-за серьезной травмы артистки.
"Я училась ходить"
- Этот год для меня -как для спортсмена возвращение в спорт после большого перерыва, - рассказывает Эдита Станиславовна. - У меня был жестокий перелом ноги, причем уже шестой по счету. Случилось это так: одна из пяти моих собак, 80-килограммовая среднеазиатская овчарка, хотела прогнать маленькую собачку, которая теребила ее за хвост. Я тоже бросилась, чтобы собачку отогнать. Так овчарка головой, как кувалдой, со всего маху, ударила меня в коленку. От коленного сустава остались осколки. Было две больших операции, кости срослись, а вот мышцы еще слабые.
Первый робкий старт в концертную жизнь был на фестивале "Славянский базар". Тогда я вышла с одной песней, я училась ходить по сцене заново, вспоминала, как быть артисткой. Настоящий старт состоялся 31 июля, в мой день рождения, концертом "Семейный альбом" - своего рода бенефисом. Мне в поддержку работали внук и дочь. На сцене собрались три поколения, и в зале было три поколения.
- Но вы с концертами уже и в Америке побывали?
- Нет, хоть и была в Америке, но я, наверное, первая артистка, которая поехала в Штаты не на "чес", не деньги зарабатывать, а как авторитетное лицо, представлять песню. Бывшая наша землячка солистка Мюзик-холла Галина Скигина организовала международный конкурс "Звездный час" для выходцев из нашей страны, и пригласила меня возглавить жюри. Первый блин, на мой взгляд, немножко комом, пели в основном по-английски. Я предложила Галине сделать условием конкурса, чтобы пели на русском. Хотя я не русская, мне хочется, чтобы люди понимали, откуда они родом. Я - за традиции. Жизнь может иметь продолжение, если есть что продолжать.
Собачий нюх на фальшь
- Внук Стас на эстраде - это тоже преумножение традиций?
- Нет, тут глубже. Когда мне было всего четыре года, в 1941-м, не стало папы. С этого времени я помню все, и тогда же поняла, что я одна, что у меня только мама, которая работает с утра до вечера. И вот я, маленькая, сказала себе, что рожу или куплю ребеночка, мальчика, и назову его как папу - Станислав Пьеха. Выйдя замуж за Александра Броневицкого, очень хотела сына, но родилась Илона. Когда она родила сына, его отец, а он литовец, хотел назвать ребенка Наполеонас, в честь своего дяди. Но все-таки назвали Станиславом. Фамилию он носил отцовскую, но когда был классе в четвертом, мы переоформили метрику, так что мой внук стал Станиславом Пьехой - продолжением рода и осуществлением той самой детской мечты. Я нашла свое продолжение в Стасике, но не как в артисте, а как в человеке.
- Чем занимается внучка Эрика, она ведь тоже пела?
- Да, но потом сказала, что артистов в роду хватит, и занялась архитектурой. На будущий год у нас в семье сплошные юбилеи - Эрике будет 20, Стасу - 25, Илоне - 45. Илона отошла от певческой карьеры, она и режиссер, и сценарист, и хозяйка вечеринок, она придумщица, вулкан - это от папы. А артистичность и культура - от меня.
- Какое впечатление на вас производит современная эстрада?
- По телевизору не могу долго смотреть, начинает просто трясти, я по своему "устройству" не могу воспринимать подделку, у меня собачий нюх на фальшь. Вот я хожу в парике, так и не говорю, что это мои волосы. У меня нет времени каждый день крутить прически, а парик - это же атрибут артистки. У меня их несколько, их моют, причесывают и укладывают на моей голове. Причесывают под мой индивидуальный стиль, а не просто "под моду". Иногда позволяю себе на гастролях пойти на рынок без прически и грима. Но меня узнают, я спрашиваю - как? Отвечают, что по голосу, или даже по походке - "такая походка только у Пьехи". Когда-то меня учила красиво ходить балерина Нинель Кургапкина: "Спину держи, будто аршин проглотила, а ноги - будто весла, ты должна плыть по сцене".
- А не было мыслей оставить эстраду?
- Когда из-за травмы сидела дома, всякие мысли приходили, были депрессии. Но в моей жизни все диктует не женское мое начало, а артистическое. Когда раньше меня спрашивали, где работаю, я отвечала: "В "Ленконцерте", потом - в "Петербургконцерте". Но на самом деле надо отвечать: "У артистки Пьехи". Женщина по имени Эдита сидит на обочине дороги и ждет, когда же сможет пожить для себя. Пока ей этого не удавалось. Я могу, конечно, заработать и слетать на Канары, но я этого не хочу. Хочу отдавать энергию артистке Пьехе, чтобы она была в порядке. Вот когда она скажет: "Давай купим тебе роскошную шубу, поедешь в Париж и будешь одета не хуже других" - тогда поеду. Ну а пока выхожу на свой обычный концертный марафон, пытаюсь догнать свой хвост, который прищемило два года назад. Я догоню. Уже мечтаю, как вместе со зрителями через два года встречу на сцене свое 70-летие.