Виктор БЫЧКОВ, больше всего известный как егерь Кузьмич из "Особенностей национальной охоты", 23 февраля выйдет на сцену Театра им. Ленсовета в драме Ибсена "Гедда Габлер". Такой поворот может показаться невероятным, но на самом деле Бычков - ученик Игоря Владимирова, десять лет отработал в этом театре. Он возвращается лауреатом Государственной премии и обладателем кинематографической награды "Золотой орел".
Режиссера надо напугать
- Сейчас я гримируюсь в той же самой гримерке, что и раньше, - рассказывает Виктор. - На стене еще осталась фотография Чарли Чаплина, которую я вешал, вот эти крючки для одежды сам прибивал. Хоть и говорят, что нельзя возвращаться туда, где было хорошо, но мне везде, куда бы ни бросала судьба, хорошо. А в родной театр я вернулся пока на один спектакль.
- Признайтесь, инициатор возвращения - ваша жена Полина, которая служит в театре режиссером?
- Даже если это она сказала обо мне постановщику спектакля Владиславу Борисовичу Пази, я ей благодарен. Но мы с Пази и так время от времени встречались на разных мероприятиях, я надеюсь, что он сам обо мне вспомнил, хотя, возможно, и глядя на Полину.
Так как я знал, на какую роль меня зовут - странного такого человека Йоргана Тесмана, у меня в голове завертелись рассуждения, вопросы. На первой же встрече с Владиславом Борисовичем - а я для солидности пришел в очках, хотя вообще-то они у меня только для чтения, - я с таким напором выкладывал свои мысли, что, мне показалось, Пази меня испугался. (А вообще-то артистам режиссеров нужно иногда пугать.) Потом Пази вышел и говорит: "Да, это Тесман!"
:Наверное, сам по себе, как Виктор Бычков, я скучный, но когда играешь хорошую драматургию, становишься интереснее как человек. Возникает возможность самого себя полистать, как книгу, открывать то, что забелило время. Театр раскрывает многогранность актера, а кино чаще всего эксплуатирует уже найденное. Единицы кинорежиссеров каждый раз читают тебя заново, большинство относятся к артисту как к брошюрке - один раз прочитал, и можно в туалет поставить, страницы рвать. Мудрые актеры держатся за театр, хотя здесь и не заработаешь.
Кино переходит в жизнь
- Многие зрители воспринимают вас исключительно как Кузьмича. Вы сами-то от него освободились?
- Действительно, до сих пор узнают как Кузьмича, кричат. Раньше мне хотелось объяснить: "Я не такой", а теперь - да пожалуйста, кричите. Кузьмич живет отдельной жизнью. Вот Полина укоряет: "Ты опять не побрился, и тебя узнают". Но узнают и по голосу, тогда Полина предлагает: "Не разговаривай!" (Смеется.) Есть зрители, которым дорог Кузьмич, но вот как-то останавливает меня гаишник, я стал улыбаться, потому что понимаю, что нарушил, но, может, меня не так строго накажут? А он отдает права и говорит: "Большое вам спасибо". Ну, думаю, за Кузьмича, - а он: "За фильм "Кукушка". А сейчас приходил человек снимать мерки на обувь для спектакля, вдруг спрашивает: "А Померанцев из "Убойной силы" еще появится?"
Гениальную историю рассказывала одна старая актриса, как в магазине на нее долго смотрела продавщица: "Мы как-то очень давно с вами говорили, и так хорошо говорили, но не помню, где:" Она забыла, что видела актрису в кино, потому что это перешло в ее жизнь.
- Но ловкие люди использовали Кузьмича для своей бизнес-жизни. Известна история, когда в Москве выпускали сборники сканвордов "Кузьмич", вам даже пришлось судиться:
- :Не за деньги, а за справедливость. Обидно стало: я же живой, хоть бы спросили разрешения. В основном Полина боролась. Суд решил дело в нашу пользу.
- Вы должны были играть Козлевича в "Золотом теленке", почему вместо вас снимался Назаров?
- Полтора года я знал, что буду играть, много чего для своего героя придумал. В это время, конечно, снимался и в других картинах, последней была "Граф Монтенегро", в которой сыграл незадачливого злодея. Незадолго до окончания съемок звоню Шилкиной, режиссеру "Золотого теленка": "У меня еще пять дней и - свободен!" - "Нет, главный герой сказал, что снимать будем сейчас". - "Но пять дней ничего не решают, я полтора года ждал!" - "Решают". Сейчас из-за театра я отказался от нескольких работ в кино.
- Зато удачно устроились, совместив личную жизнь и работу. Но не остается ли Полина режиссером и дома?
- На репетициях, конечно, она главная. Ну а в жизненных вопросах главная роль - у меня.