Воюя с аптекарями, отсудившими у нее 1,5 миллиона рублей, одна из старейших городских газет наткнулась на несовершенство российских законов, равнодушие общества и непонимание коллег. А ведь если "Смена" проиграет борьбу, СМИ придется публиковать только официальные сообщения и рекламу.
Репутация дороже чести
Статья, из-за которой разгорелся сыр-бор, была опубликована в феврале 2003 года и называлась "Богатый лекарь для питерской партячейки". В ней высказывалось мнение, что один из крупнейших участников городского фармацевтического рынка, ЗАО "Фармакор", не случайно достиг своего расцвета в середине 90-х. Именно тогда основатель "Фармакора", а ныне депутат Государственной думы Александр Афанасьев имел прямое отношение к централизованным поставкам лекарств питерским льготникам.
Два года "Фармакор" молчал, и только в феврале 2005-го решил, что его деловой репутации был нанесен ущерб. Отвечать пришлось уже новому владельцу "Смены" - "Балтийской Медиа-группе", причем сумма компенсации по иску выросла с первоначальных 10 000 рублей до 1,5 миллиона рублей. Тут-то и начали всплывать многочисленные странности в российском законодательстве. Если б главный герой статьи, г-н Афанасьев, защищал свои честь и достоинство как частное лицо, ему пришлось бы идти в обычный суд и там обосновывать каждый испрошенный у издания рубль. А в Арбитражном суде, куда обратилось ЗАО "Фармакор" как юридическое лицо, и судьи другие, и процедура иная. Обычные гражданские суды в России редко назначают крупные компенсации "за моральный вред". А вот Арбитражный суд Москвы не так давно содрал с газеты "Коммерсант" 30 млн рублей за ущемленную деловую репутацию одного российского банка.
"Смене" в буквальном смысле слова приходится прошибать стену. Ведь в России претензии к СМИ не имеют срока давности. Не выработаны методики, позволяющие судьям отличать сведения ("порочащие", "не соответствующие действительности" и потому подлежащие опровержению) от мнений и суждений, опровергать которые СМИ не обязано. Плюс на арбитражные суды труднее найти управу. К счастью, в защиту газеты объединенным фронтом выступили правозащитники, Смольный и депутат Государственной думы Геннадий Селезнев. Да и владелец "Балтийской Медиа-группы" Олег Руднов считается не чужим Кремлю человеком и другом Владимира Путина. В итоге на днях Высший Арбитражный суд РФ жалобу "Смены" к рассмотрению принял - хотя обычно подобным образом везет лишь 10 процентам обращений.
Одни и без оружия
Сотрудники "Смены" не ограничились подачей жалоб в суды. В последние дни марта они выставили пикеты у офиса компании "Фармакор" под лозунгами: "Молчание прессы - золото для коррупционеров", "Продайте себе лекарство от жадности!" и др. Увы - сменовцев поддержали в уличной борьбе только товарищи по медиа-группе. Остальные питерские СМИ в лучшем случае опубликовали небольшие материалы и показали короткие сюжеты о скандале, а в худшем - промолчали.
Одни рассуждают по принципу "кто попался - тому и отвечать", рассчитывая, что их издания подобные иски обойдут стороной. Другие полагают, что "БМГ" не обеднеет, заплатив 50 000 долларов. Третьи подозревают, что материал "Богатый лекарь для питерской партячейки" был оплачен конкурентами "Фармакора" - дескать, в этом случае этические нормы освобождают коллег от необходимости поддерживать "Смену".
Между тем, по данным "АиФ-Петербург", беда не обойдет стороной газеты и их читателей, и новых исков к питерским СМИ долго ждать не придется. При нынешнем положении дел в России опыт "Фармакора" проще простого использовать как образец и превратить тяжбы с журналистами в доходное предприятие. Главное - добившись денег, вовремя переуступить права на имущественные претензии какой-нибудь фирме "Рога и копыта". Признает потом высшая инстанция, что газету засудили почем зря - с "истцов" взятки гладки. Окажутся "Рога и Копыта" банкротами - ущерб обиженному изданию выплатит государство. Кстати, по нашим данным, "Фармакор" в рамках процесса против "Смены" уже уступил так называемое право требования некоему ООО "Татьяна".