Примерное время чтения: 6 минут
104

Такое Деточкинуи не снилось

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 01/11/2006

Каждого, кто обзавелся автомобилем, неоднократно посещает (а некоторых - просто преследует) каверзный риторический вопрос: "А вдруг угонят?.." И чем ваш четырехколесный друг будет дороже и "навороченней", тем больше вы будете переживать и дергаться, опасаясь за его сохранность.

Существуют всем известные меры предосторожности: от оборудованных спутниковым слежением сигнализаций до заковыристых "секреток". Но несмотря на все ухищрения - угоняют. И потрепанные "Жигули", и дорогущие иномарки. (Кстати, на прошлой неделе жертвой угонщиков стал Андрей Аршавин, у футболиста похитили "Лексус".) Что можно противопоставить охотникам за легковым транспортом?

25 авто в день

Не секрет, что угонщики часто работают группами, каждый участник которой выполняет определенную функцию. Задача воров - найти в кратчайшие сроки автомобиль и угнать его, иногда используя новейшие приспособления, сканирующие устройства. Затем к процессу подключаются "граверы" - перебивщики идентификационных номеров. Потом - люди, которые готовят документы для машины, регистрируют ее в МРЭО в одном из городов России, "легализуют", используя связи с правоохранительными органами. Сотрудники питерской милиции говорят о том, что угнанные автомобили ставят в других регионах на учет чуть ли не через сутки после угона. Любопытная деталь: в подавляющем большинстве случаев угонщики, "граверы" и "легализаторы" не знают друг друга, с ними держит связь только организатор.

Часто угоняют не то, что попадется под руку, а по специальному заказу. К примеру, разбил автолюбитель свою машину. Понимает, что восстановить ее в принципе можно. Заказывает точно такую же модель, а потом умельцы собирают ему "новую".

По словам начальника отдела розыска петербургского ГИБДД Юрия Овсянникова, каждый день в Петербурге и Ленинградской области угоняют около 25 авто. В рейтинге самых угоняемых машин лидируют отечественные "ВАЗы" - "девятки" и "десятки". Что касается иномарок, тут первенство принадлежит японской "Тойоте", а именно - моделям "Camry", "Avensis" и "Toyota Land Cruiser". Не брезгуют угонщики и другими "Жигулями", например ВАЗ-2106, -2111 и -2113, но эти модели, по словам Овсянникова, похищают, чтобы тут же "приватизировать" аккумулятор и резину. Многие отечественные автомобили прямиком из Петербурга отправляются за пределы региона, а то и за пределы страны. "В последнее время нам часто стали присылать запросы об обнаруженных в Таджикистане "ВАЗах", - говорит Овсянников. - Коллеги просят подтвердить, состоял ли автомобиль на учете в Петербурге. Из российских регионов запросы приходят в основном по более дорогим маркам".

За 9 месяцев 2006 года питерские стражи порядка нашли более 5 тысяч угнанных машин. Это почти на 30 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но находят, конечно, не все. И здесь надеяться владельцам украденных авто получить не моральную, а вполне материальную компенсацию можно только в том случае, если автомобиль был застрахован.

Операция "Антиугон"

Между тем, по оценкам экспертов, от угона и ущерба застраховано всего около 10 % российского автопарка. Об этом, в частности, было сказано на "круглом столе" "Автоугоны: как уберечь свою машину", прошедшем на прошлой неделе. По словам его участников, значительно сократило (приблизительно в два раза) рост угонов введение процедуры предстраховой экспертизы в страховых компаниях. Сегодня почти все компании внедрили специальные методики, с помощью которых они отслеживают степень риска при заключении договора страхования. Если еще пять лет назад можно было приехать к страховщикам на любом автомобиле и тут же застраховаться, то сейчас, в случае если автомобиль относится к числу особо рискованных, компании проводят специальные процедуры. Разработан перечень обязательных требований, и в их числе - наличие противоугонных устройств, которые должны быть установлены на автомобиле. Как правило, если владелец отказывается их установить, компания может просто-напросто отказаться страховать автомобиль. Или застрахует, но существенно изменит тариф. Кроме того, многие страховщики проводят независимую экспертизу автомобиля на наличие и работоспособность противоугонных устройств, поскольку часто устройства сложны и не всегда работник страховой компании может оценить работоспособность этой системы.

Да, похищают и автомобили, оборудованные казалось бы самой неприступной защитой. Когда речь идет о "заказном" угоне, то с большой долей вероятности можно сказать, что преступникам удастся сделать свое черное дело. Но если угонщики заметят на стоянке у гипермаркета две одинаковые машины, на одной из которых есть противоугонное устройство, а на другой нет, нетрудно догадаться, какую именно выберут для угона.

Впрочем, угоны зависят не только от престижности модели автомобиля, и не от того, какая противоугонная система установлена, а от поведения самого автовладельца. Часто, устанавливая дорогой и эффективный комплекс или даже сочетание нескольких систем, автовладелец в результате неправильной эксплуатации или простого пренебрежения сводит эффективность "противоугонки" к нулю. Особенно это характерно, считают специалисты, для владельцев дорогих автомобилей.

Как уберечь?

Директор управления автострахования одной из петербургских компаний Дмитрий Синишев подготовил свод правил, соблюдая которые, автовладельцы существенно минимизируют риск угона машины:

1. Оборудуйте автомобиль эффективной системой противоугонной защиты. Прислушайтесь к советам профессиональных установщиков и страховщиков, так как их требования и рекомендации основаны на богатой статистике и истории угонов или попыток угонов. К тому же страховщики советуют обращаться только в те компании, где после установки противоугонного оборудования нет высоких показателей угонов транспортных средств.

2. Не оставляйте ключи и карточки от электронных и механических противоугонных устройств на мойке и в сервисе. Сделать дубликат ключа или новый брелок не представляет сегодня никакой сложности, даже за очень короткое время. Большая часть угонов происходит именно после посещения мойки или СТО, когда автовладельцы оставляют ключи сотрудникам станции.

3. Всегда активируйте противоугонные устройства, даже если вы покидаете автомобиль на несколько минут. Многие угоны происходят именно тогда, когда владелец отлучается в магазин, припарковав автомобиль рядом и не включив все противоугонные устройства.

4. В случае хищения ключей зажигания немедленно сообщите об этом в страховую компанию, сразу же замените замки на дверях автомобиля. После этого снова предъявите автомобиль для осмотра сотруднику страховой компании вместе с документами, подтверждающими факт замены замков. Сохраните эти документы у себя.

5. Не рассказывайте знакомым и тем более посторонним людям, какие противоугонные устройства установлены на вашем автомобиле. Об этом должны знать только вы сами, ваша страховая компания и компания, поставившая вам противоугонную защиту.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах