На прошлой неделе после ремонта торжественно открылась станция метро "Пролетарская". В конце декабря должна заработать новая станция "Парнас". Ложкой дегтя в бочке меда стало письмо машинистов метрополитена губернатору города, в котором они жалуются на низкую оплату труда и дефицит кадров.
Денег нет!
"Пролетарскую" закрыли в августе прошлого года, вскоре после того, как ее затопило во время сильного ливня. Тогда высота воды в тоннелях составляла 30 сантиметров. Ремонт шел ударными темпами и был завершен на три месяца раньше запланированного срока. Столь долгий ремонт станции с полным ее закрытием стал для руководства метрополитена своеобразной пробой пера. Внимания требуют и другие станции. Уже идет ремонт "Владимирской", следующая на очереди - "Нарвская".
Руководство метрополитена Комитета по транспорту не скрывало удовлетворения от быстрых сроков ремонта и качества работы строителей. Однако вице-губернатора Александра Полукеева, курирующего вопросы транспорта, больше интересовало, чем недовольны машинисты. Спустившись после торжественных речей в вестибюль станции, он первым делом спросил начальника метрополитена Владимира Гарюгина, может ли поговорить с кем-нибудь из машинистов. Тот к такому повороту явно готовился. На общение с вице-губернатором был выделен машинист-инструктор Шамиль Бахтияров.
- Что у вас с зарплатой? - с места в карьер взял вице-губернатор.
- На нашей линии она самая высокая и повышается регулярно, - не моргнув глазом, ответил машинист.
- Что тогда жалуетесь, что мало?
- Ну, всем хочется получать побольше:
- Так есть необходимость встречаться с коллективом?
- Если город даст денег, мы скажем спасибо.
- У города нет денег, - отрезал Полукеев.
- Ну, тогда и говорить не о чем, - вздохнул машинист.
- Ясно, - подытожил вице-губернатор и продолжил осмотр станции.
Стало понятно, что письмо машинистов скорее всего останется без ответа.
Чем недовольны машинисты
Письмо губернатору подписали более 400 человек. Это треть всех машинистов, работающих в метрополитене. "Сообщаем Вам, что тяжелые и вредные условия труда, устаревший парк на двух из четырех линий, нехватка подвижного состава, которая создает увеличенный интервал в часы пик и, как следствие, давку, - все это сегодняшний день питерского метро", - пишут они. Далее в письме говорится, что из-за дефицита кадров у машинистов отсутствуют специальные перерывы на отдых во время смены, это неизбежно приводит к снижению уровня безопасности. А уровень оплаты труда не соответствует ответственности, возложенной на машиниста за жизнь и безопасность пассажиров.
Мы встретились с одним из инициаторов письма губернатору. Николай (назовем его так) попросил не указывать его имени, пояснив, что подписи собирались в условиях жесткого прессинга со стороны руководства метрополитена.
"Судите сами, - говорит он, - тринадцать лет назад, когда я начинал работать, на мою зарплату можно было купить 1-2 квадратных метра жилья, сегодня - 15 квадратных сантиметров. Да, нам ежегодно повышают зарплату, но, например, в этом году одновременно срезали премию за выслугу лет. При этом надо учитывать тяжелейшие условия труда. В этом году четыре машиниста слегли с инфарктами. В итоге сегодня стали увольняться высококлассные специалисты. Молодым машинистам предлагают зарплату в 12 тысяч рублей, и никто не хочет работать за такие деньги. Народу не хватает, у нас отбирают выходные, а за малейшую формальную провинность лишают премии, при том что она составляет треть от итоговой месячной суммы!
На развитие метрополитена выделяются большие деньги, но о людях почему-то забыли. Через два года собираются открыть Фрунзенский радиус, это еще 120 машинистов, при этом только на нашей линии уже не хватает 10 человек. Кто будет водить поезда на новой линии?"
Положение стабильно?
"На сегодняшний день заработная плата машинистов стабильна, - говорит начальник метрополитена Владимир Гарюгин. - По коллективному договору она регулярно повышается. В среднем машинисты получают 23 тысячи. А максимальная зарплата, с учетом выслуги лет и различных надбавок, достигает 27 тысяч. В метрополитене трудятся более 13 тысяч человек, но почему-то карту низкой заработной платы разыгрывают только машинисты, а ведь за безопасность отвечают не только они. Да, машинисты стоят особняком. Это люди, которые один на один могут столкнуться с нештатной ситуацией. Но и зарплата у них самая высокая, и условия труда мы постоянно стараемся улучшать. В письме они опасаются, что через два года на новой линии некому будет работать. Сегодня мы делаем все, чтобы к этому времени серьезных проблем с кадрами не было".