Примерное время чтения: 7 минут
164

Свет в конце панели

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 29/11/2006

Недавно министерство внутренних дел Украины направило в правительство страны предложение легализовать проституцию. Вызвана эта инициатива, по словам тамошних стражей порядка, крайне неэффективной практикой привлечения к административной ответственности жриц любви.

И не мудрено: по украинским законам, протоколы об административном правонарушении направляются в комиссию по месту постоянного жительства путан. Но большинство проституток работают в Киеве, и местные органы власти не знают о месте их пребывания. А даже если бы и знали и штрафовали, что толку: размер штрафа в переводе на русские деньги составляет приблизительно 80 рублей.

Ударим проституцией по ксенофобии!

Между тем ситуация в нашей стране мало чем отличается от украинской. Все те же административные штрафы, все то же отсутствие рвения у правоохранителей искоренять и наказывать. Нет, организация притонов, конечно, подпадает под уголовную статью, но возбуждают такие дела весьма и весьма нечасто. Между тем сайтов в Интернете с разнообразными предложениями девушек легкого поведения великое множество, салоны соответствующего времяпрепровождения разбросаны по всему городу, в любом киоске с газетами можно найти журналы все тех же "легких" знакомств.

Идея легализации проституции не нова. Плюсы очевидны: денежные потоки рекою потекут мимо сутенеров и "крышевателей" прямиков в казну, медицинский надзор обеспечит безопасность как самих проституток, так и их посетителей. Минусы также очевидны, и связаны они прежде всего с моральной стороной вопроса. В самом деле, что теперь, выдавать трудовые книжки, открывать курсы повышения квалификации, премировать за хорошую работу или перевыполнение плана, вывешивать портреты тружениц полового фронта на Доску почета?

Однако предложения официально разрешить заниматься проституцией появляются нередко, высказывают их в том числе и политики. Многим памятны выступления за легализацию проституции лидера ЛДПР Владимира Жириновского и губернатора Саратова Дмитрия Аяцкова. А недавно, летом этого года, много шуму наделало предложение мэра Воркуты Игоря Шпектора. Градоначальник заявил, что снизить уровень экстремизма в стране поможет: легализация проституции! По мнению мэра, мужчины смогут, прошу прощения, "выплеснуть" лишние эмоции в специальных клубах, что позволит разрядить социальную напряженность. "Вообще, я считаю, что на уровне федерального законодательства проституция должна быть запрещена, - оговорился Шпектор. - Однако если государство не может искоренить это явление, то его необходимо узаконить. В результате сократятся случаи изнасилования, а также ксенофобии и даже экстремизма".

Когда безразличие - во благо

Так все-таки нужно разрешать проституцию или нет? Этот вопрос мы решили адресовать известному российскому криминологу, доктору юридических наук, заведующему кафедрой уголовного права Российского педагогического университета, профессору Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ Якову ГИЛИНСКОМУ.

- Существует три вида отношения общества и государства к проституции: запрет (или прогибиционизм), регламентация и аболиционизм - безразличное отношение. Запрет - абсолютно неэффективная и бессмысленная мера, ни одна социальная проблема за всю историю человечества не была решена с его помощью. Запрет в данном случае приведет только к тому, что проституция из открытой сферы уйдет в нелегальную, как следствие, увеличится стоимость услуг. Но явление, естественно, не исчезнет: предложение рождает спрос, а он никуда не денется. Не случайно проституцию называют "первой древнейшей профессией". Что касается занятия проституцией, то она фактически и так в нашей стране легализована. Уголовно наказуемо содержание притона, вовлечение несовершеннолетних в проституцию, но само занятие проституцией не содержит состава уголовного преступления. Да, существует административная ответственность, но это фактически неработающая статья кодекса. И, наконец, аболиционизм. Сегодня в России, можно сказать, именно такой подход к проблеме проституции. И лично мне он кажется наиболее приемлемым.

- То есть вы за безразличие?

- Я - против запрета. Понятно, что должны быть запрещены убийства, изнасилования, разбои, кражи. Но здесь все-таки другой случай. В принципе, регламентация проституции содержит значительное число плюсов, я знаю, что за это ратуют, в частности, многие медицинские работники - с их точки зрения, будет проще заниматься профилактикой заболеваний, передающихся половым путем, от венерических до СПИДа. Но есть и минусы. Кроме того, наше общество, может быть, не готово сегодня к регламентации проституции. Мне кажется, мудрее всего будет оставить в покое проституток и их клиентов.

- Минусы регламентации, надо полагать, лежат в области морали?

- Конечно. К тому же, предполагаю, большинство девушек легкого поведения сами будут против - ведь в случае регламентации им придется "засветиться". Одно дело, когда об их занятии знают только клиенты и "крыша", и совсем другое - "официальная" работа.

- Тем не менее, Россия имеет опыт регламентации древнейшего занятия, достаточно вспомнить начало прошлого века:

- Да, в то время проституция в России была разрешена. Существовали публичные дома, находящиеся под полицейским контролем, девушки проходили обязательное медицинское освидетельствование. После революции публичных домов уже не стало, но отношение к проституции продолжало оставаться достаточно терпимым, более того, какое-то время даже пропагандировалась свобода любви, проходили демонстрации обнаженных женщин с плакатами "Долой стыд!". Постепенно с утверждением тоталитарного режима началась репрессивная политика. Но известно, что, несмотря на все запреты, проституция все равно существовала и в 30-е, и в 40-е, и в 50-е, и в 60-е годы. Другое дело, что это отрицалось официальной пропагандой, и у многих в памяти "засело", что ничего подобного не было. Но, повторюсь, едва ли готово сегодняшнее российское общество к возвращению дореволюционных традиций.

Стыдливые девушки

Было бы в корне неверно решать будущее девушек легкого поведения, не поинтересовавшись их мнением. Хотят ли работающие в Питере жрицы любви быть "легальными"? На эту тему нам удалось поговорить с девушками (почему-то решившими не называть свои настоящие имена), работающими в одном из салонов одного из районов Петербурга.

- Категорически против! - заявила первая из них. - Многие, как и я, посвящают этому занятию весьма недолгое время в своей жизни. И многие, как и я, специально приезжают на заработки из других городов, чтобы не "засветиться" там, где живешь. Не хочу, чтобы мое имя где-то фигурировало. Я уверена, в случае если проституцию официально разрешат, большинство не будет нигде регистрироваться, и все будет по-старому, подпольно.

- В принципе, я была бы согласна, если бы на сто процентов уверена была в том, что никто об этом не узнает, - сказала другая жрица любви. - Но нужно иметь в виду, что девушка девушке рознь. В элитных салонах, где мы работаем, проблема безопасности и здоровья сотрудниц решена на высоком уровне. Но есть трассы, где они стоят, вокзалы - там, конечно, ситуация ужасная. Это конченые люди, без будущего. Наверное, нужно действительно решать эту проблему. А лично мне все равно, кому отдавать половину от заработанного - "крыше" или государству. Вполне возможно, государство еще больше сдерет с нас. Нет, пусть уж лучше все будет по-старому.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах