"Война и мир" - в 28 томах
Здесь все необычно. Как будто попал в совершенно иной мир.
- Книги представлены в трех форматах - брайлевском, "говорящем" и плоскопечатном, - объясняет заведующая тифлоотделом (тифлология - система знаний о слепых) Любовь Высоцкая. - Это позволяет обслуживать людей самых разных возрастов и профессий.
Любовь Алексеевна проработала в этих стенах 30 лет. Она с гордостью показывает издания XIX века, выпущенные в России для инвалидов по зрению. Вот рельефные книги для незрячих, выполненные вручную с применением выпуклых букв русской азбуки (первая датируется 1825 годом). А вот раритеты - первые экземпляры, напечатанные шрифтом Луи Брайля и с автографом издательницы Анны Адлер.
Именно система письма, которую изобрел слепой французский учитель, радикально изменила во всем мире печать для слепых. В основе идеи - шесть точек. Гениальное, как всегда, просто. Если бы в знаке было одной точкой меньше - не получилось бы нужного числа комбинаций. Больше - знак не поместился бы под пальцем.
Недостаток один - большой объем книг. "Война и мир" - это 28 толстых томов. Случается, что одна книга занимает сразу целую полку.
Любовь Алексеевна помнит многих своих читателей. Особенно Григория Ковалева. Он буквально жил в библиотеке. Утром приходил, и только поздно вечером - домой. Приткнется где-то в углу - и никто ему не нужен. Григорий был человеком энциклопедических знаний, имел феноменальную память. Кажется, задай ему любой вопрос, "включи" - и немедленно получишь развернутый ответ. Его называли "ходячий магнитофон" за способность запоминать стихи с одного прослушивания. Он обладал идеальным поэтическим слухом и вкусом. Рассказывают, что Григорий надиктовал целую "Антологию" стихов нигде не печатавшихся поэтов одному предприимчивому человеку. А тот потом издал ее в США.
- Этот пример доказывает, что существуют не только талантливые авторы, но и талантливые читатели, - говорит Л. Высоцкая. - И ценность вторых так же велика, как и первых.
Говорящие книги
Сегодня в библиотеке все автоматизировано. Работают индивидуальный, надомный и заочный абонементы. Прорыв - создание издательского отдела: студии звукозаписи и выпуск "говорящих" книг. Берешь аудиокассету, наушники, аппаратуру - и слушаешь детектив, научный труд или фантастику. Комнаты для прослушивания чем-то напоминают телефонные кабинки, установленные лет 15 - 20 назад на улицах Ленинграда. Аудиофонд настолько обширен, что поработать в Петербург приезжают специалисты из Финляндии. Ненонен Пяйве, например, решила перевести с русского на финский наши альманахи. При мне она с таким увлечением штудировала "Литературные кубики", книгу "Память писателя", что казалось, будто крайне слабое зрение ей абсолютно не мешает.
Если надо - текст вам прочтут "живым" голосом. Библиотека для слепых - единственная в городе - располагает штатом чтецов. Сеанс непрерывного чтения в общей сложности длится три часа. Больше, говорят, выдержать сложно.
Можно познакомиться и с зарубежными новинками. В отделе иностранной литературы - книги на 20 языках и кассеты, это подарок библиотеки конгресса США. Кроме того, пользователи - люди активные, всегда хотят быть в курсе последних событий. Учитывая пожелания, в библиотеке выписывают 300 периодических изданий.
Поражает и компьютерный центр. Машины здесь снабжены брайлевской клавиатурой. Все те же шесть точек творят чудеса. Компьютерная строка немедленно передается на брайлевскую клавиатуру, точки "поднимаются", становятся осязаемыми, и человек кончиками пальцев читает текст.
Чтобы я убедилась в реальности происходящего, слепого мужчину солидных лет попросили набрать на компьютере рекомендации из журнала по вязанию. Он бегло двумя руками стал печатать советы по уходу за изделиями из мохера и по ходу дела их читать. Конечно, такие клавиатуры - редкость даже для специализированных учреждений. Все упирается в цену: от 5 до 10 тысяч долларов за штуку.
Если слепому все же трудно справиться с машиной, его запишут на курсы компьютерной грамотности. Впрочем, умная электроника и сама вслух "прочтет" нужный отрывок.
Если зрение у человека хоть немного, но сохранилось, ему предложат воспользоваться видеолупой. Она увеличивает буквы в 75 раз.
Тактильная "Репка"
Отдельная статья - книги для детей и особенно дошкольников. Мне показали редкие экземпляры "Репки", "Курочки Рябы", "Зоопарка" и другие популярные сказки. Каждая страница - застывшая сценка из спектакля. Персонажи изготовлены вручную и закреплены так, чтобы ребенок мог пальцами почувствовать, какие они - мышка, репка, внучка. Это так называемые тактильные (аппликационные) книги.
Характер героев стараются подчеркнуть за счет фактуры тканей. Поэтому жираф, верблюд и морской лев на ощупь "выглядят", как живые. Можно смело погладить их по шерстке или потрогать за кожаный нос. Все сделано для того, чтобы ребенок развивался.
Но с малышами связаны и серьезные проблемы. До сих пор в библиотеке отсутствует детский центр, обслуживающий незрячих детей. Пока они делят территорию со взрослыми читателями, а это неправильно. Ведь чтобы такие дети развивались, нужны особые условия. Не успеешь - компенсировать пробелы практически невозможно.