Литературный журнал «Костёр» отмечает в этом году своё 80-летие. Что же сегодня читают современные школьники, которых, как кажется, ничего кроме постов в соцсетях, и не интересует?
- К сожалению, мне довольно часто приходится слышать подобные реплики: «Как, вы всё ещё живы?!», - говорит Николай Харлампиев, главный редактор литературно-художественного журнала для школьников «Костёр». - И тем более обидно, что такие вопросы задаются здесь, в городе на Неве, на берегах которой 80 лет назад, в 1936 году, блестящий переводчик, поэт, редактор Самуил Маршак разжёг первый «Костёр». И с тех пор с нашим журналом всегда сотрудничали мастера детской литературы первой величины: Корней Чуковский, Борис Житков, Евгений Шварц, Л. Пантелеев, Виталий Бианки и многие-многие другие.
За десятилетия существования на наших страницах появились тысячи рассказов и стихов, сотни повестей. На них выросло не одно поколение мальчишек и девчонок.
Увы, сегодня детская периодика действительно переживает тяжёлые времена. Каждый день как последний. Один только пример: в 2005 году мы создали в Петербурге ассоциацию детской педагогической прессы, тогда в неё входило семнадцать изданий. На сегодняшний день осталось только пять! Держаться на плаву помогают гранты Санкт-Петербурга в сфере СМИ, льготы по аренде - без поддержки государства нам не выжить. Ужасно, что в Северной столице половина школьных библиотек не выписывает периодику! И не потому, что не хотят, просто выделенных средств едва хватает на закупку самого необходимого.
Тем не менее сегодня у «Костра» всё ещё остаётся порядка десяти тысяч преданных читателей.
Есть ли запретные темы?
- Ваш журнал всегда был своеобразной творческой лабораторией для молодых авторов. Однако сегодня принято вспоминать выдающихся литераторов прошлого и сетовать на то, что в наше время таковых нет.
- Я совершенно с этим не согласен. На мой взгляд, сейчас детская литература переживает настоящий расцвет. Не стоит забывать, что и произведения, уже ставшие классикой, были когда-то новым словом. Например, главы из романа Вениамина Каверина «Два капитана» и отрывки из книги Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» впервые были опубликованы именно на страницах нашего журнала. Этой традиции много лет, и едва ли не в каждом номере современного «Костра» мы делаем очередное открытие действительно талантливого произведения.
- Но должна же отличаться сегодняшняя литература от той, на которой выросли советские дети?
- Она отличается, и существенно. Но не стоит забывать, что советский период довольно долгий, и литература за 70 лет его существования тоже менялась. Герои повестей начала той эпохи - это, как правило, действительно настоящие герои. Они совершают подвиги, поступки с большой буквы, сходятся в смертельных схватках с сильнейшим врагом, преодолевают чрезвычайные трудности, покоряют неприступные вершины. Их сила и энергия направлены во внешний мир, на построение нового, счастливого, будущего. Именно таких граждан и требовалось воспитать в новом государстве. Военный период породил целый пласт литературы о детях-героях, детях-тружениках. Оттепель же позволила создать литературу, обращённую к психологическим проблемам. Время менялось, а с ним менялась и литература.
Сегодняшний герой совершает открытия и одерживает победы в своём внутреннем мире - размышляя, мучаясь, преодолевая слабости и страхи. Сталкиваясь с чёрствостью, несправедливостью и глухотой, учится противостоять им. И эти качества не менее важны!
- Откровенный разговор о непростых темах - ещё одна примета времени. Должны ли быть границы у такой откровенности? Как мы знаем, сегодня в Европе с детьми принято открыто поднимать вопросы, которые раньше и в узком кругу взрослых обсуждать считалось неприличным.
- Действительно, складывается впечатление, что сегодня на Западе вообще не осталось табуированных тем. Взрослые прямо говорят со школьниками о самых сложных и болезненных вещах: изменах, смерти, суицидах, нетрадиционных отношениях. Но не стоит забывать, что ребёнок в любые времена остаётся ребёнком, что детская психика хрупка и не всё можно бездумно обрушивать на неё. Хорошо, когда книга становится своевременным ответом на те вопросы, которые задаёт нам жизнь, - и именно в такой последовательности, а не наоборот.
Однако традиционная отечественная детская литература вовсе не настолько консервативна, как некоторые пытаются представить. При этом лучшим её образцам всё-таки присущи ответственное отношение к ребёнку и его внутреннему миру, бережное обращение с детской душой и со словом. Иногда мысль гораздо сильнее и глубже, когда она прочитана между строк.
Как заставить ребёнка читать?
- Известный телеведущий, писатель Андрей Максимов как-то сказал в интервью, что «сегодня образованием должны заниматься родители, на школу надеяться бессмысленно». Вы разделяете его точку зрения?
- На мой взгляд, это несколько радикальная формулировка. Роль школы несомненна. Это счастье, когда жизнь сводит с полным энтузиазма, творческим, ищущим педагогом, готовым с азартом передать свои знания, опыт и лучшие качества детям. Не всем такие попадаются на пути. К сожалению. Поэтому основы всё-таки закладываются в семье.
- Тогда задам вопрос, который волнует большинство современных родителей: как заставить ребёнка полюбить чтение?
- Ни в коем случае не надо заставлять! Ещё Белинский говорил, что воспитывать - это давать направление уму и сердцу. Предлагайте своему чаду разную литературу. Не обязательно классику, не только то, что нравилось когда-то вам. Пусть у него будет выбор. Если юный человек хотя бы чуть-чуть проникнется магией чтения, то со временем придёт и к серьёзным произведениям.
- При этом книга всё равно сдаёт позиции. Наступают Интернет, мультимедиа...
- Не вполне согласен. Я с оптимизмом смотрю в будущее литературы - её ничем заменить
нельзя. Только книга даёт человеку возможность почувствовать себя и художником, и режиссёром, и соучастником процесса. Это не картинка, которую в телевизоре за тебя уже нарисовали, это всё произрастает прямо из тебя, помогает перенестись в созданный и тобой мир.
При этом не надо объявлять гаджетам войну - вы всё равно её проиграете. Лучше сделайте из них союзников. Сейчас предлагается масса полезных программ для тех, кто любит литературу.
Также очень важно ненавязчиво подавать ребёнку пример. В том, что новое поколение стало меньше читать, виноваты, к сожалению, и сами родители.
В трудные 90-е многим было не до чтения и не до совместного досуга с детьми. Мировоззрение школьников формировали улица, ставшее агрессивным телевидение и уже появившиеся тогда компьютерные игры.
Пусть дети чаще видят вас читающим. Книга в руках - это условный рефлекс, который закладывается на ментальном уровне. Как бы сильно вы ни устали после работы, возьмите вечером томик из домашней библиотеки, прочтите пару глав. В будущем это обязательно даст свои плоды.
Антон Семёнович Макаренко писал, что его лучше всяких нравоучений, бесед и наказаний воспитывал лучик света из-под двери кабинета отца.