МДТ - театр Европы открыл новый сезон. Каждый год он лидирует по числу наград, вот и сейчас за спектакль "Жизнь и судьба" выдвинут на "Золотой софит" по шести номинациям!
Награждение состоится 31 октября. Впрочем, художественный руководитель театра Лев Додин не умеет почивать на лаврах, кроме того, его не может не волновать общее состояние культуры.
Женских болезней нет
- Я понимаю, что на фоне происходящих в стране событий все театральные подробности ничтожны, но тем не менее нужно о театре говорить, - считает Лев Абрамович. - В одной из пьес драматурга Голлера хорошо написано о революции. Там матросы вызывают врача к раненому товарищу, врач оправдывается: "Я специалист по женским болезням". Ему отвечают: "Доктор, сейчас все болезни общие". Я думаю, в нашем обществе тоже.
Вот мы рассуждаем о влиянии попсы на культуру, хотя мне кажется, что попса уже почти ее уничтожила. Культуры остается все меньше не только в России. Театры, пытаясь противостоять попсе, не замечают, как сами превращаются в попсу. При этом иногда - самые авангардные и самые вроде бы решительные. Я был на Авиньонском фестивале и увидел, как европейские театры, пытаясь использовать язык масс-медиа, телевидения и поп-культуры, перестают быть серьезными и, на мой взгляд, становятся просто анекдотическим явлением. Всегда в борьбе с чем-то надо сохранять свои особенности, а не пытаться использовать чужие, чтобы, так сказать, задрав штаны, догнать комсомол. Все равно не догонишь, а испачкаешься...
И в Европе можно увидеть абсолютно некультурные спектакли, о которых пишут фантастически некультурные критики. И пишут, что это замечательно.
Увы, сегодня самая популярная профессия - это модель, а девочек с детства готовят торговать своим телом, пусть не до конца, а только внешностью. И когда модели нам объясняют, что надо читать, а портные - как думать, то, конечно, мир сходит с ума.
По американскому образцу
- ЧАСТО спрашивают, запрещаю ли я артистам сниматься. Мы не можем запрещать, разве что, если это мешает работе, можем пригрозить расставанием. Но этим никого особенно не напугаешь, потому что за один фильм можно заработать столько, сколько за пять лет в театре. Значит, единственное, что мы можем, - воспитывать в молодых людях интерес к глубокой и серьезной работе, чтобы понимали, что, как бы ни престижно было "там", все равно более основательным делом они занимаются здесь.
Напомню, что в прошлом сезоне курс Театральной академии, который воспитывался при нашем театре, сыграл премьеру "Жизни и судьбы" по роману Василия Гроссмана. Молодые артисты станут студией.
Конечно, это усложнит жилищную проблему нашего театра. Мы находимся в очень старом здании, весь дом - ведь это коммунальные квартиры - пропитан протечками.
Но к нам поступает много просьб и предложений от ведущих театральных вузов мира, от трупп. Мы считаем долгом пропагандировать русскую культуру.
Мы ведем большую репетиционную работу, в новом сезоне готовим премьеры спектаклей "Тень стрелка" Шона
О'Кейси, комедии Шекспира "Бесплодные усилия любви", "Тоскливый Запад" Мартина МакДонаха, "Долгое путешествие в ночь" Юджина О'Нила, а для семейного просмотра - "Снежную королеву". Мягко, но последовательно повышаем цены на билеты. С одной стороны, мы не должны потерять демократического зрителя, с другой - мне чрезвычайно не нравится, когда театр стоит дешевле бутылки пепси-колы, понимаете?