315

Майя Пильдес: "У каждой школы есть имя и фамилия. Директора"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 12/12/2007

Недавно гимназия N 56 Петроградского района второй раз подряд была признана "Лучшей школой России". Главный приз - серебряный колокольчик - директор Майя Пильдес получила из рук министра образования на сцене Государственного Кремлевского дворца.

56-я - своеобразное государство: здесь занимаются более двух тысяч учеников (85 классов!), работают свыше 340 учителей. Она объединяет пять зданий (от детского сада до гимназии) и несколько центров (от медиатеки до базы отдыха). И везде жизнь бьет ключом, что подтверждают десятки грамот, дипломов за подписью самых видных людей государства, спортивные трофеи и награды всероссийского уровня.

Вкусно пахнет пирожками

Заходишь в школу - все блестит и вкусно пахнет пирожками. В туалетах - хорошая сантехника, горячая вода и дезодоранты. Классы - как с иголочки. Учителя знают волшебное слово, чтобы дети не рисовали на партах?

- Конечно! Ведь чистые парты - один из серьезных показателей работы школы, - убеждена Майя Борисовна. - Наши годами стоят как новенькие. Почему? Это значит, что дети на уроке плотно заняты: выполняют задания в тетради, на компьютере, в лингафонном кабинете. Зачем что-то ковырять и портить, если урок идет интенсивно, интересно и все поглощены делом? Звонок - и сразу включился в работу. А у нас созданы все возможности, чтобы занятия были максимально полезными и увлекательными.

Классы оборудованы мультимедийными комплексами, плазменными панелями, интерактивными досками. Кабинеты физики, химии - настоящие лаборатории. Есть даже установки обратной связи, аналогичные волшебному пульту на популярной игре "Как стать миллионером?". Нажимаешь кнопку - и выбираешь ответ. Для блиц-опросов незаменимая вещь: восприятие материала сразу улучшается.

- Но даже "умная" электроника мало что значит без хорошего учителя.

- Учителя у нас особенные. Мои заместители поют, пишут стихи, музыку. И все остальные им под стать. При том что каждый - профессионал, "предметник". Вы знаете, сколько в нашей школе аплодируют? Мы стараемся отметить любой успех. Причем особых материальных стимулов нет. Зарплата учителя со стажем и званиями в лучшем случае достигает 17-19 тысяч. Но они все яркие личности. Что меня очень привлекает в национальном проекте "Образование"? Нет, не миллион, хотя для школы это большие деньги. Но еще важнее, что на уровне правительства активно поддерживают лидеров. Ведь у нас не очень любят успешных. А в проекте, наоборот, призывают работать ярко, активно.

- Хорошо быть лучшим, когда в школе учатся дети едва ли не всех городских начальников.

- Рада, что нашу гимназию выбирают известные люди. Однако двери открыты для всех. У нас занимаются около 400 ребят из малообеспеченных семей. Вскоре начнется прием в первые классы. Никаких конкурсов, ночных бдений, костров! Приходи, записывайся, учись. Нынешней весной набираем 6 или 7 первых классов. Так что дело не в элите. Важны отношения с родителями! Все наши главные праздники мы проводим только вместе с папами и мамами. Для этого снимаем самые большие концертные залы, стадионы. Обстановка на таких встречах удивительная. Пять тысяч человек ощущают себя одним целым. Кстати, родители входили и в команду, представлявшую гимназию на конкурсе лучших школ страны. Именно к ним со стороны жюри оказалось больше всего вопросов.

Ранец тяжелее портфеля

- Хотите убедить, что в школе нет платных услуг?

- Ситуация, когда в классе собирают по 500 рублей на ремонт крыши, пола, замену светильников, для нашей гимназии исключена. Другое дело, когда мы просим помочь родителей - никто не отказывает. Каждый делает то, что в его силах. Одни моют окна, другие читают лекции, а кто-то может посодействовать в приобретении кабинета релаксации. Недавно открыли прекрасный тренажерный зал, помог отец одиннадцатиклассника.

Надо вести честный разговор. Мы все хотим, чтобы школы были благоустроенными, уютными, оборудованными. Чтобы дети получали лучшее. Но на какие средства это приобрести, по какой статье - не говорится. В бюджете расходы на красивую посуду не предусмотрены. Выход один: посильная помощь родителей. У нас даже есть день подарков. Мы стараемся воспитать культуру взаимоотношений, учим детей быть внимательными и отзывчивыми - к окружающей среде, старшим, школе. Первыми в городе мы стали публиковать в Интернете открытый отчет о работе гимназии (рапорт за текущий год появится в начале февраля). Публично, на всю страну отчитались о средствах, полученных за первенство в нацпроекте. А когда все наглядно, понятно - кривотолков сразу становится меньше.

- Вы как-то сказали, что ранец первоклассника тяжелее министерского портфеля...

- А я и сейчас уверена: учиться в школе порой сложнее, чем работать. Попробуйте поставить эксперимент. Приходите к 9.00 и вместе с девятиклассниками, например, отучитесь все семь уроков. Ответьте по химии, алгебре и биологии, напишите контрольную по физике и сочинение по литературе, не забудьте английский, немецкий и черчение. Запомнить все это невозможно. Поэтому мы должны научить ребенка учиться. Решать маленькие, но исследовательские задачи. Быстро извлечь из горы справочников, энциклопедий и компьютера нужные сведения. Без этих навыков в современном мире не обойтись.

При этом наш выпускник должен уметь написать эссе, деловое письмо, знать наизусть стихи, разбираться в географии и т. д. А главное - думать и размышлять. Сейчас по телевидению закончится показ новой версии "Преступления и наказания", мы соберемся со старшеклассниками в актовом зале и посмотрим старый фильм. Пусть сделают выводы.

Завхоз или наставник?

- Как вы относитесь к тому, что во многих семьях детей поощряют деньгами? Получил пятерку - возьми пятьдесят рублей. Двойка - минус двадцать со счета.

- Если родители таким образом развивают в маленьком человеке предприимчивость, учат обращаться с деньгами, - это неплохо. Ведь булки не растут на деревьях. Если ребенок хочет хорошо учиться, почему бы его не поддержать? Не обязательно деньгами. Это все из области взаимоотношений в семье. Я знаю одно: надо сделать все, чтобы ребенок не врал. И в плане денежных расходов тоже.

- Вы 18 лет возглавляете гимназию. Из рядовой сумели сделать свою школу лучшей в России. Но директор в отече.ственном образовании фигура особая. Что-то среднее между завхозом и учителем с большой буквы...

- Я крепко держусь за одну метафору. Когда капитан Грей узнал о мечте Ассоль, он отправился в лавку, купил шелк, привез его на корабль и вместе с командой стал натягивать алые паруса. Так прекрасная девушка обрела счастье. Себя я отношу к людям, которые, образно говоря, должны ходить в лавку, покупать ткань... Чтобы на жизненном горизонте каждого человека, который работает рядом со мной, сиял алый парус. Ведь хорошая школа, впрочем, как и плохая, - это не номер. У нее есть фамилия, имя и отчество. Директора.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах