Гора, где веселились ведьмы и другая нечистая сила, находится недалеко от Красного Села. Петербуржцам она хорошо известна, сегодня на одном из её склонов находится горнолыжный курорт «Туттари-Парк». В Средние века в огромный камень на вершине горы ударила молния и расколола его. Для многих древних жителей это стало сигналом, что место особенное.
Поклонение камням
Почему именно эта гора оказалась привлекательной для «нечистой силы»? Её старое финское название - «мелькай-мяки» («холм мёртвых») - наводит на мысль о древней традиции хоронить здесь умерших. В XVIII веке на горе была возведена кирха, которая стала известна под именем Кирхгоф (по-фински «церковный холм»). Здесь находится расколотый на три части камень. Рядом расположено кладбище и остатки дома пастора. Камень носит название Укко-киви. Укко - древний бог-громовник финно-угорского пантеона, аналог славянского Перуна. Возможно, камень когда-то разбила молния.
- В Средние века в Европе, в том числе на территории современной Финляндии, распространилось христианство, - рассказал Юрий Шевчук, автор книги «Удивительные и загадочные места Ленинградской области». - Между тем долгое время среди финно-угорских народностей, да и среди славянских тоже, сохранялись языческие религии.
У язычников было принято радоваться приходу лета, поклоняться солнцу и силам природы. Между тем христиане начали активную войну против язычников. Их ловили, сжигали на кострах, называли ведьмаками, а языческие праздники прозвали шабашами.
Культ расколотых камней был широко распространён. Им поклонялись как индейцы Северной Америки, так и палеоазиатские народы. По одним преданиям, на эти камни таким образом указывал небесный бог, по другим - молниями бог (или св. Илья-пророк) поражал чертей, пытавшихся спрятаться в камнях.
Шоу продолжается
Гора Кирхгоф - место, куда в дни шабашей слетались ведьмы. Такое мнение возникло, скорее всего, потому что гора «лысая», безлесная. Такие «лысые» горы издавна служили местом для празднования местным населением дня солнцестояния (финский аналог - Юханнус). На них жгли лагунки - особым образом разведённые большие костры (называвшиеся у финнов «кокко»). Для подобных обрядов выбирались не очень удалённые от населённых пунктов, но отделённые лесом или другими естественными преградами, но при этом не заросшие растительностью возвышенности.
- Мои друзья из ингерманландцев возродили старую традицию и теперь вновь проводят на горе Кирхгоф под наблюдением местного пастора праздник Юханнус, - продолжает Юрий Шевчук. - Несмотря на зловещее название - шабаш - эти сборища отличаются бурным весельем и радостью. Ничего страшного, развратного и потустороннего там не происходит. Люди танцуют, выпивают, играют в игры. Получается, что ведьмы и другая нечистая сила - это безобидные люди, которые не приняли христианскую веру, а остались язычниками. А шабаши - праздники, где веселятся и радуются разным событиям. Зловещее клеймо на языческие сборища за долгие века борьбы наложила католическая церковь.
Кстати, в последние годы в «Туттари-парке» проходили фестивали электронной музыки «Глобал гезерин». Туда съезжались тысячи молодых людей со всей России, танцевали и веселились. То есть делали примерно то же самое, что и язычники в древности. И надо отметить, что многие консервативные петербуржцы до сих пор считают это действо шабашем. Получается, что шоу ведьм и ведьмаков на древней горе Кирхгоф под Петербургом продолжается!