Длина всей кольцевой линии в Петербурге составит примерно 40 километров. Она будет включать в себя 20 станций, из них 14 – пересадочных. Сейчас в работе участок от строящейся станции «Большой проспект» до станции «Лесная». Специалисты приступили к первому этапу – разработке предпроектной документации. Им предстоит оценить пассажиропоток, приблизительную стоимость строительства, сроки строительства, расположение инженерных сетей и определить необходимые для строительства ресурсы. В 2018 году будут готовы сразу три варианта северного полукольца. Из них выберут наиболее оптимальный.
Масштабный проект
Первый участок кольцевой линии соединит станции «Большой проспект», «Василеостровская», «Спортивная», «Петроградская» и «Лесная».
«Приступить к проектированию мы сможем ориентировочно в 2020 году, – говорит Михаил Самборский, начальник сектора проектирования и развития петербургского метрополитена. – Северное полукольцо заработает в 2025-27 году». Предпроектную документацию по второму участку кольцевой линии начнут готовить в 2018-19 годах. Этот маршрут свяжет станции «Лесная-2» и «Ладожская-2».
«Сейчас в Петербургском метро пять линий, на них всего семь пересадочных узлов, – отмечает Михаил Самборский. – Центральный пересадочный узел, как его принято называть, работает на грани своих возможностей. Кольцевая линия и новые станции пересадок позволят его разгрузить». Если на севере это сделает так называемое «северное полукольцо», то в южной части города сообщение между линиями обеспечит Красносельско-Калининская линия. Жителям окраин больше не придется ехать в центр, чтобы пересесть на соседнюю ветку.
«Метро обеспечивает 40% пассажирских перевозок в год, и число пассажиров будет только увеличиваться. Строительство кольцевой линии – закономерный шаг», – подчеркивает Самборский.
Непростая работа
Разработка первого участка кольцевой линии находится на самом первом этапе. В целом от идеи до финиша проходит от 8 до 10 лет. Так, сейчас в городе строят станции, проекты которых начали разрабатывать в 2010 году. «Безусловно, мы хотим, чтобы срок был короче, но не всегда получается. И дело не только в тяжелых инженерно-геологических условиях, хотя и это тоже присутстсвует, – говорит Михаил Самборский. – Достаточно часто меняется нормативно-правовая база, и то, что мы спроектировали три года назад, сегодня может не соответствовать требованиям. Надо переделывать».
Например, между соседними эскалаторами есть балюстрады. Под ними находятся специальные площадки, откуда рабочие могут их чинить, не заходя на пассажирскую зону. Раньше допускалось ставить эскалаторы и без балюстрад. Такие можно увидеть на станции метро «Спортивная». Но в 2014 году они попали под запрет.
«Изначально на Невско-Василеоостровской линии планировали поставить такие же эскалаторы, как на «Спортивной», – рассказывает Самборский. – С вступлением в силу федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при проектировании Невско-Василеоостровской линии пришлось менять компоновочное решение станции. К моменту захода на экспертизу требования поменялись, пришлось перепроектировать».
В среднем проложить один километр подземки обходится в 7 миллиардов рублей, с учетом всей инфраструктуры и обустройства. Но по факту на каждой станции получается по-разному. Это зависит от многих факторов. В том числе, от способа строительства. Станции неглубокого заложения – «Новокрестовскую» и «Улицу Савушкина» – строят открытым способом, с поверхности земли. Станцию «Южная» – так же: она станет аналогом «Купчино», «Рыбацкое» и «Девяткино». Пассажиры перед посадкой не будут спускаться под землю.
«Там, где есть возможность выйти на поверхность, мы это делаем. Это проще с технической точки зрения и дешевле по затратам, сроки строительства также меньше», – отмечает Самборский.
На финишной прямой
Сейчас в Петербурге идет строительство станций на четырех линиях метро. «Театральная» и «Большой проспект» появятся на «оранжевой». За станцией «Международная» на «фиолетовой ветке возводят «Проспект славы», «Дунайский проспект» и «Южную».
На перспективной коричневой линии (сейчас на картах указана пунктиром) строят участок от «Казаковской» до «Путиловской». «Зеленую» ветку продлят на две станции от «Приморской»: там построят «Новокрестовскую» и «Улицу Савушкина».
«Мы работаем в соответствии с заключенными государственными контрактами. В каждом из них определен календарный план строительства, – говорит Михаил Самборский. – Уже в следующем году, к Чемпионату мира по футболу откроются станции «Новокрестовская» и «Улица Савушкина». Также в 2018-м запустят станции Фрунзенско-Приморской линии: «Южную», «Дунайский проспект» и «Проспект Славы».
Открытия станции «Новокрестовская» с нетерпением ждут не только будущие пассажиры, но и автомобилисты. Из-за строительства перекрыта Туристская улица от улицы Савушкина в сторону Парка 300-летия. В 2018 году ограничения снимут.
«Действительно, есть такие места, где для строительства метро пришлось закрыть движение. Но призываю петербуржцев набраться терпения, – советует Самборский. – Станция строится три-четыре года, а пользоваться ею мы будем всегда».