Восстановить движение по Кировско-Выборгской линии метро обещают в июне следующего года. А есть ли планы дальнейшего развития питерской подземки? А. Коротков
Да, такие планы существуют. На данной схеме, разработанной в НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, представлены маршруты скоростного внеуличного транспорта, которые должны быть введены в действие к 2030 году. Это и дальнейшее развитие метро, и строительство трамвайных линий с ускоренным движением, и принципиально новый для города вид транспорта - "надземный экспресс", и использование для городских нужд существующих грузовых веток железной дороги. Планов громадье. Будут ли они реализованы - другой вопрос. Подобная схема, созданная еще в середине 80-х годов прошлого века, к сожалению, так и осталась на бумаге. Но хочется верить в лучшее. По крайней мере, на ближайшие десять лет план мероприятий уже расписан по годам и вошел в федеральную "Программу развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года". Осталось выбить из Москвы деньги.
Транспортная дискриминация
По подсчетам специалистов, сегодня пятая часть петербуржцев живет в неблагоприятных транспортных условиях, то есть вынуждена тратить на дорогу до работы более часа вместо сорока пяти минут максимум, положенных по нормативам. И это без учета пробок, очередей на вход в метро и прочих прелестей городского транспорта. При этом более 70% петербуржцев живут вне зоны пешеходной доступности метро.
До начала 90-х годов прошлого века ежегодно в Ленинграде вводилось в строй 3 километра новых линий. Затем строительство фактически остановилось. И теперь мы имеем то, что имеем. Кстати, по оценкам специалистов, потери валового регионального продукта в Санкт-Петербурге из-за потерь времени на передвижение по городу ежегодно составляют 10-12 миллиардов рублей.
Понятно, что иного пути решения транспортной проблемы, кроме как развитие метрополитена, у Петербурга просто нет, поскольку городские улицы уже давно работают на пределе пропускной способности. Да и метро в утренние часы пик работает сегодня с предельной нагрузкой - на отдельных участках нормативы превышены в полтора раза. А очереди на вход достигают фантастических цифр - до двух тысяч человек.
Что изменится через 10 лет
Принятая городом Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2015 года разделена на три этапа. Для начала необходимо, наконец, восстановить движение по Кировско-Выборгской линии и завершить строительство станции "Комендантский проспект". Последнюю собираются ввести в действие уже осенью 2004 года, что сразу разгрузит "Пионерскую". В ближайшие три года требуется построить дополнительные выходы на станциях "Спортивная" (выход будет на Васильевском острове у Тучкова моста и это разгрузит "Василеостровскую") и "Балтийская", а также решить, наконец, вопрос со строительством выхода со станции "Адмиралтейская". Ее вестибюль давно готов, но выхода на поверхность нет, и поезда проскакивают ее без остановки.
Второй этап программы развития метро рассчитан до 2010 года. Усилия метростроевцев должны быть сосредоточены на строительстве Фрунзенского радиуса в район Купчино. Частично тоннели этой линии уже готовы, но на данный момент законсервированы. Специалисты НИПИ ТРТИ полагают, что уже к 2007 году возможен запуск линии от "Садовой" до "Бухарестской" (промежуточные станции "Обводный канал" и "Волковская" пропустят и введут в эксплуатацию только к 2015 году), а затем Фрунзенский радиус выйдет на поверхность, где появятся станции "Международная" и "Проспект Славы".
Кроме того, на втором этапе планируется продолжение строительства Приморского радиуса за Комендантский проспект до улицы Шаврова, где появятся еще две новые станции.
Наконец, к 2015 году должен появиться маленький кусочек кольцевой линии от "Василеостровской" до "Выборгской", что позволит снять нагрузку с пересадочных узлов в центре города. Правобережная линия будет продлена до Театральной площади. И должен быть построен участок Красносельского радиуса от "Московских ворот" через "Кировский завод" до новой станции "Казаковская" на улице Маршала Казакова - в данном районе к тому времени должно развернуться массовое строительство жилья.
Всего же до 2015 года должны быть построены почти 42 километра новых тоннелей и 21 станция метро.
Трамвай, экспресс, электричка
Даже если этим планам суждено сбыться, всех транспортных проблем они не решат. Специалисты считают, что необходимо активно развивать и другие виды скоростного рельсового транспорта. В первую очередь это касается реконструкции трамвайных линий под ускоренный режим движения. В основном в периферийных районах города. В ближайшие годы такие линии должны появиться на участках от Стрельны до метро "Автово", от станции метро "Ладожская" на Ржевку, на проспекте Просвещения, в Купчино и некоторых других районах города. Скоростной трамвай будет иметь приоритет при проезде перекрестков, на остановках должны быть построены пешеходные тоннели, а перегоны оборудованы сплошным ограждением.
По-прежнему актуальна идея строительства трассы "надземного экспресса" из района Сосновой Поляны через Купчино в Обухово. Исследования пассажиропотоков показывают, что этот маршрут будет чрезвычайно востребован и возможно уже в следующем году начнется разработка предпроектной документации.
И наконец последний проект - это развитие внутригородских перевозок по железной дороге. Если оборудовать пассажирскими станциями и узлами пересадок на другие виды транспорта Северное железнодорожное полукольцо, где сегодня ходят только грузовые поезда, то это снимет многие транспортные проблемы. Например, можно будет организовать движение пригородных поездов по сквозным маршрутам Пушкин-Зеленогорск, Петродворец-Токсово и Колпино-Сестрорецк. Проект более чем реален, поскольку при строительстве Ладожского вокзала часть Северного полукольца уже приспособили к движению пригородных поездов. И к 2010 году можно организовать движение электричек от станции Дача Долгорукова до Лигово.
Конечно, на бумаге все выглядит красиво, а в жизни получается, как всегда. Но если очередную программу развития скоростного рельсового транспорта постигнет участь ее предшественницы, разработанной в советское время, транспорт в городе просто остановится. Он и сейчас уже почти не ходит.