Сегодня в часы пик из-за заторов средняя скорость движения автотранспорта по Санкт-Петербургу уже ниже средней скорости пешехода. Многолетняя борьба различных ведомств с пробками ощутимых изменений не принесла. В чём причины?
Будет хуже
Каждое утро и вечер в Петербурге - не проехать. Если ещё несколько лет назад количество заторов в часы пик зависело от погодных условий (в дождь, снег, гололёд их число резко возрастало), то теперь 9 и 10 баллов наблюдаются ежедневно. Причина в резко возросшем количестве автомобилей. Не каждый может позволить себе покупку квартиры, но большинство горожан способны накопить или взять в кредит машину. Городские транспортные артерии просто не справляются с трафиком.
Сегодня Санкт-Петербург - 11-й в топе самых обеспеченных машинами российских регионов, в нём зарегистрировано около полутора миллионов транспортных средств. Москва - на 10-м месте, на первом - Приморский край. Сейчас на тысячу петербуржцев приходится около 300 автомобилей. И это далеко не предел. Так, по количеству авто на душу населения Россия сейчас соответствует Европе 70-х годов.
- Автомобильный рынок в нашем регионе ещё очень далек от насыщения, - считает автоэксперт Дмитрий Пашнин. - Количество машин на городских улицах в ближайшие годы только увеличится. По сравнению с той же Москвой, Петербург даже в часы пик очень быстро двигается. Там, да и во многих других российских и европейских городах можно простоять в пробках по 5-8 часов. У нас в Петербурге пока до любой точки можно добраться за 1,5-2 часа. Но в ближайшие годы это время заметно увеличится. Правительство города должно задуматься о том, чтобы развивать и модернизировать транспортную сеть.
Когда построят КАД-2?
Однако с модернизацией у нас - серьёзные проблемы. В нынешнем году ремонт асфальта на многих магистралях начался лишь в августе и продолжается до сих пор. Причина в том, что чиновники не сумели правильно провести конкурсы, их пришлось отменять и проводить заново. В итоге лето, когда должны проводиться основные дорожные работы, пропало. Дорожная техника вышла на объекты, когда большинство горожан уже вернулись из отпусков, ухудшились погодные условия. Работы провоцируют многокилометровые заторы.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/003/865/ab58f5614d42271e67d7a13ef5390109.jpg)
Ещё одна причина - неудовлетворительное качество укладываемого асфальта. Всего через год после проведения работ покрытие на многих улицах приходит в негодность. Как пример можно привести Витебский проспект. Всего год назад там проводился ремонт, а уже во многих местах появились выбоины и колейность. Похожая ситуация происходит на Кольцевой автодороге. Практически круглогодично дорожники вынуждены менять там асфальт, латать прохудившиеся места. Из-за этого пробки на КАД бьют рекорды. Многие автолюбители уже боятся сворачивать на объездную дорогу, потому что вместо сокращения времени в пути там можно «встрять» на много часов. Откровенно говоря, КАД несколько лет как перегружена и уже не справляется с потоком автомобилей. Пришло время строить КАД-2, однако чиновники медлят и решают, нужен ли Петербургу второй объезд.
- Не упустить бы время, чтобы наша кольцевая не встала, а объезжать и скидывать потоки будет некуда, - высказал свои опасения Вячеслав Петушенко, бывший директор Федерального казённого учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода». - Через 3-4 года Петербург ждёт катастрофа. Уровень автомобилизации растёт, это видно не только по кольцевой, но и по городу. Закрытие одного мостика вызывает коллапс во всём городе.
Уже в 2012 году губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко говорил о необходимости строительства КАД-2 в кратчайшие сроки. Планировалось, что на проект будут выделены средства из федерального бюджета. Однако реализация планов была отложена на неопределённый срок.
Со скоростью пешехода
Существует и множество мелких причин ухудшающейся транспортной ситуации в Петербурге. Одна из них - неудовлетворительное состояние городских светофоров. Так, нынешним летом ливни и перепады напряжения стали причиной их многократных отключений и сбоев. Как показала практика, достаточно поломки одного регулировщика на любом перекрёстке в центральной части города, чтобы весь Петербург встал. По оценкам экспертов, количество поломок в ближайшее время только увеличится, ведь 70% светофоров в городе выработали свой ресурс.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/001/511/d9ea78b64f78aacfc607e0a070eb0f15.jpg)
В сложившейся ситуации было бы здорово, если бы петербуржцы дисциплинированно пересели на общественный транспорт. И Смольный пытается это сделать, вводя платную парковку. По замыслам чиновников, это должно освободить центральные районы города от заторов. Однако из затеи вряд ли что-то получится. Для того чтобы горожане пересели на троллейбусы и автобусы, необходимо улучшить и их работу. Сегодня же они движутся со скоростью пешехода - 5-7 километров в час. Та же идея по внедрению выделенных полос для общественного транспорта зачахла: они появились лишь на Невском и Лиговском проспектах. Перехватывающие парковки, где большинство автолюбителей могли бы оставлять свои машины, тоже не строятся.
Всё это означает, что в ближайшие годы транспортная ситуация будет только ухудшаться, передвигаться по нашему городу станет ещё сложнее. И выхода пока не видно.
Надо оставаться людьми
Марина Шишкина, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга:
- Дорожная обстановка в Петербурге превратилась в самый настоящий боевик. Чмсло битых машин и пробок увеличилось в разы. Я обратилась к официальной статистике. Только за первое полугодие количество аварий составило 48,5 тысячи, что на 5% больше, чем в прошлом году! Сравнила цифры с европейскими показателями. Оказалось, что в Европе на дорогах гибнет людей в 4 раза меньше, чем у нас. Принято считать, что причина этому наши плохие дороги и неопытность водителей. Я же считаю, что основной источник дорожных неприятностей - элементарная человеческая агрессия и раздражительность. Уровень социальной напряжённости вырос в обществе пропорционально количеству аварий, суицидов, преступлений на бытовой, национальной и иной почве. Часто именно гнев становится причиной того, что мы не уступаем дорогу соседней машине, подгоняем пешехода на переходе. А тот платит водителям нарушением всяческих правил перехода улиц. Негатив сегодня в почёте!
Когда мы стоим в пробке или со слезами на глазах выходим после ссоры в общественном транспорте, давайте попробуем не уподобляться хамам и попытаемся оставаться людьми.
На метро - удобнее!
Владимир Валдин, эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт»:
- Необходимо срочно реанимировать весь наземный городской транспорт. Привести в чувство городской трамвай, построить выделенные коридоры для автобусов и троллейбусов, закупить новую технику. Тогда общественный транспорт стал бы намного быстрее и привлекательнее для петербуржцев. Также необходимо модернизировать и подземку, обновлять подвижной состав, строить новые станции метро. Только так власти города смогут пересадить автомобилистов с личных машин, а значит, уменьшить трафик и пробки в городе. Люди должны понять, что на метро и автобусе доехать до нужного места быстрее и удобнее, чем на авто. Первый шаг - введение платы за стоянку в центре - уже сделан. Главное, чтобы чиновники не остановились и продолжили поступательные движения по освобождению центра от машин. Положительных примеров в Европе множество. Например, в гигантском мегаполисе Берлине ездить на общественном транспорте быстро, дёшево и удобно, несмотря на то, что практически у каждого есть и своя машина. Нам до них ещё очень далеко.