На днях в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга открылась выставка «Искусство фоторепортажа: Северо-Запад глазами журналистов ТАСС». Она посвящена 115-летию информационного агентства и заметная ее часть - работы фронтовых фотографов.
Снимать в блокадном Ленинграде было смертельно опасно. Людей, которых задерживали с фотоаппаратом на улицах города и не имевших специального разрешения, могли расстрелять. И такое не раз случалось. Особый указ предписывал сдать в органы внутренних дел все фотоаппараты и волновые радиоприемники. То есть, по определению, никаких частных фото того времени быть не должно.
Спецразрешение имели 50 фотографов, большинство из них работали в ТАСС, газетах «Красная звезда», «Ленинградская правда» и др. Их снимки из Ленинграда проходили строгую цензуру перед печатью. Сделанные профессионалами высшего класса фото из блокадного города вошли в золотой фонд советской военной фотографии, стали мощным оружием в войне - наравне с танками и самолетами. А после войны они помогают сохранить память о подвиге горожан.
Обычно снимали рабочих на заводах, солдат, уходящих на фронт, лица людей, преисполненных отваги и ненависти к врагу, запечатлевали разрушения в городе, но проходили мимо обыденной трагической действительности. Журналистов понять можно: зачем фотографировать эпизоды, которые никогда не будут опубликованы на страницах газет? Зачем фиксировать реальное положение дел, если очевидно, что это не будет напечатано в прессе?
И лишь некоторые пытались показать фрагменты реальной жизни и истощенных ленинградцев.
Время Рафаила Мазелева
Рафаил Абрамович Мазелев - военный корреспондент фотохроники Ленинградского отделения ТАСС на фронте. Сделал множество снимков Дороги жизни, которые затем вошли в издания, посвященные героическим дням блокады и защиты Ленинграда.
Мазелев постоянно ездил по базам военного флота, фотографировал на кораблях. Вместе с Советской армией дошел до Берлина. Награжден орденом Красной звезды и медалью «За оборону Ленинграда».
Самая известная работа Рафаила Абрамовича - фотография композитора Дмитрия Шостаковича в дни блокады. Тот стал бойцом добровольной пожарной команды профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории и регулярно выходил на дежурства - защищать город от зажигательных бомб, которые сбрасывали нацисты. В этом облике великий композитор даже попал на обложку американского журнала «Time».
Суровая правда Василия Федосеева
Василий Гаврилович Федосеев - фотокорреспондент ЛенТАСС с 1939 года. Принимал участие в войне с Финляндией. Во время Великой Отечественной войны снимал блокадный Ленинград, запечатлев будни города, героизм его граждан, их труд и быт.
Федосеев не боялся снимать погибших и умерших от голода, показывал блокаду как есть. Причем делал это так целеустремленно и методично, что коллеги порой посмеивались над ним. Каждый день фотограф уходил в город, стремясь зафиксировать, как тогда казалось, ненужные мелочи. А он бродил по улицам со своей «лейкой», наблюдая жизнь людей.
Его часто задерживали и отправляли в милицию или комендатуру. Не помогало и тассовское удостоверение: ленинградцы были очень бдительными. У другого постоянные задержания могли бы напрочь отбить охоту к подобным вылазкам, он же, как ни в чем не бывало, накидывал на плечи полушубок, прятал под него аппарат и уходил снимать.
Именно Федосееву принадлежит, пожалуй, самая известная в мире блокадная фотография. На снимке две исхудавшие женщины и девочка лет пяти переходят улицу. Сегодня снимок висит в Музее истории Ленинграда. В нем нет ни атрибутов войны, ни взрывов, ни крови, ни слез. Но есть другое - суровая правда бытия. Глядя на фотографию, еще острее осознаешь ужас обыденности, в которой нужно было жить и которую нужно было преодолеть. И это преодоление продолжалось почти 900 блокадных дней.
После войны авторы «Блокадной книги» Даниил Гранин и Алесь Адамович разыскали женщин, запечатленных на фото. Девушку зовут Лора, ее разбил паралич на почве дистрофии. Она не вставала с постели несколько месяцев, и когда чудом поднялась на ноги - соседи не признали ее: все считали, что она умерла. Доктор велел ей много ходить. И они втроем, мать и две дочери, поддерживая друг друга, бродили по городу, пока хватало сил.
После войны Василий Гаврилович работал в Совинформбюро и в фотохронике ЛенТАСС, участвовал и нередко побеждал во всесоюзных фотовыставках.
Недетские лица Александра Бродского
Александр Иванович Бродский родился в 1903 году, закончил геофак Ленинградского университета, затем Школу красных журналистов.
Прошел с фотоаппаратом Финскую войну, был флотским журналистом, сотрудничал с газетами Балтийского флота, а в годы Великой Отечественной - с ЛенТАСС. Работал всю войну, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, его фото также стали символами сопротивления блокадного города.
О нем отзывались как о бесстрашном человеке, он не боялся находиться в эпицентре боя. Но самая известная его ленинградская фотография, казалось бы, далека от войны. На ней запечатлена группа детсадовских детей на прогулке по Гороховой улице. Солнечный летний день. За их спинами - шпиль Адмиралтейства, на малышей с умилением смотрят несколько женщин, и ничто не напоминает о войне… Но если всмотреться в лица ребят, можно увидеть, насколько они изможденные и исхудавшие. Малыши не резвятся и не улыбаются, им по три-четыре годика, но они уже взрослые. Ведь они пережили самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов, когда в городе ежедневно умирали по 8-10 тысяч человек.
К сожалению, бóльшая часть фотоархива Бродского сгорела во время блокады. После войны Александр Иванович создал общественный факультет фотожурналистики при Ленинградском доме журналиста, руководил им и вырастил не одно поколение фотографов. Его сын Иосиф Бродский стал всемирно известным поэтом.
Застывший Ленинград Всеволода Тарасевича
Всеволод Тарасевич - один из самых известных советских фотографов, классик отечественной фотожурналистики. Корреспондентом фотохроники ТАСС стал в 1940 году и почти всю войну провел в блокадном городе, постоянно выезжая на фронт - в войска, защищавшие Ленинград. В начале войны ему было 20 лет.
Много позже, в 1990-е, он писал: «Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу… Среди фотографий есть и серые, и не очень резкие. Сработаны были старенькой «лейкой», которую всегда носил в кармане. Возможно, сегодня не всем понятно, почему так долго я смотрю на них, осторожно перебираю, по многу раз раскладываю. И не могу спрятать дрожащих рук…»
Тарасевич много снимал с первых дней войны - прекрасный цветущий город в самый разгар белых ночей и людей, которые еще не до конца осознали, какая беда пришла в их дом. Бомбежки, эвакуация горожан, работа гражданского населения на строительстве оборонительных сооружений, блокадная зима 1941-1942 годов, застывший город, умершие на улицах люди, реки и каналы, из которых обессилевшие жители берут воду. Эти фото не получается смотреть мимоходом, каждое требует от зрителя большой душевной работы.
После окончания войны три года Всеволод сотрудничал с газетой «Вечерний Ленинград». После переезда в Москву он - фотокорреспондент ВДНХ, журналов «Советский Союз», «Советская женщина», «Огонек». Тарасевич в 1954 году стал одним из первых советских фотографов, кто начал использовать цветную фотопленку.