Крупнейшие промышленные площадки Петербурга - «Ижорские заводы» и «Металлострой» - пополняются новыми резидентами. О взаимодействии власти и бизнеса, производстве катамарана из композитных материалов и международном проекте весом в четыреста тонн рассказал глава администрации Колпинского района Анатолий Повелий.
Здание номер один
- Администрация района переехала в бывшее здание управления «Ижорских заводов». С чем это связано?
- Когда «Ижорские заводы», градообразующее предприятие, распалось на отдельные компании, потребность в большом здании заводоуправления отпала. Основной акционер «Ижорских заводов» Газпромбанк посчитал возможным сделать такой подарок городу - Колпинскому району. Здание является историческим памятником и находится под охраной государства. Восстановление и эксплуатация такого сооружения были бы невозможны без согласования с КГИОП. Программа дальнейшего восстановления включает реконструкцию той части комплекса, что находится во дворе. На первом и втором этажах разместится Музей земли Ижорской, рассказывающий о героических событиях, начиная с ратных подвигов Александра Невского и заканчивая обороной Ленинграда Ижор-
ским батальоном в годы Великой Отечественной. Создадим и раздел, посвящённый сегодняшним дням. Это ведь тоже победа - в сложных экономических условиях добиться роста производства на 34% только за один 2015 год. Планируем благоустроить и дворовую территорию, разместим там уличную экспозицию музея.
- Вход будет свободный?
- Дворовая территория и вход в музей будут доступны всем. Откроем центральные ворота, восстановим башню с часами, проведём подсветку фасадов. В будущем году планируем завершить восстановление исторического облика - собираемся обнажить цоколь здания, для чего принято решение сделать тротуар ниже уровня проезжей части. Такой тщательный подход к рекон-
струкции бывшего заводоуправления имеет серьёзные основания, ведь это здание района номер один. Судьба редкой семьи в Колпино не связана с этой заводской проходной.
- Последнему дожившему до наших дней бойцу Ижорского батальона Александре Фёдоровне Аленичевой исполнилось сто лет. Как она себя чувствует?
- Мы отмечали её день рождения. Она окружена заботой, рядом с ней дочь. Охотно общается, говорит, что за всю жизнь не съела ни одной таблетки. Интересные они люди, наши ветераны… Я ведь езжу поздравлять их, бываю у них дома. По моим наблюдениям, всех их, переживших время невзгод и лишений, объединяет, тем не менее, светлое восприятие жизни и, самое главное, чувство юмора.
Форум
- В канун Международного экономического форума вы провели районный. Какую задачу ставили?
- Их было несколько. Первая - поддержать диалог между администрацией, как самым информированным органом в вопросах районного хозяйства, отвечающим за территорию, и бизнесом. Наша задача - доводить до сведения хозяйствующих субъектов, не вмешиваясь в их работу, информацию о том, что происходит в районе, каковы перспективы его развития, чтобы предприниматели могли корректировать свою деятельность. Предоставлять им те сведения, на основе которых они могли бы строить долгосрочные планы. При определении порядка строительства дорог, реализации каких-то инвестиционных проектов необходимо учитывать интересы районных коммерческих структур. В част-
ности, компаний, работающих на атомную отрасль, производящих нестандартные изделия, возможность транспортировки которых должна быть заложена при проектировании и строительстве дорог. И таких факторов много. Жизнь показала, что мы должны работать в тесном информационном контакте.
- А как взаимодействуют между собой районные предприятия?
- Это другая задача, которую ставил перед собой наш форум, - чтобы хозяйствующие субъекты выстраивали горизонтальные связи в рамках действующих промышленных площадок, обменивались своими технологическими возможностями. Зачастую предприятия производят штучную продукцию, выполняемую по отдельному заказу. Создавать под это специальную технологическую базу не имеет смысла. Лучше сделать заказ соседнему по промышленной площадке предприятию. К сожалению, многие компании даже не представляют, кто работает рядом с ними.
На всю «катушку»
- Эта проблема в масштабах всего города, когда предприятие заказывает необходимую деталь в другом регионе, не подозревая, что её можно произвести на соседней улице.
- При этом у нас есть примеры серьёзной интеграции и кооперации. Средне-Невский судостроительный завод сотрудничает с Институтом электрофизической аппаратуры имени Ефремова, расположенным в районе, в международном проекте создания водородного реактора - одной из его восьми полоидальных катушек, необходимых для удержания плазмы. Весит такая «деталь» четыреста тонн. Завод производит основу из углепластика, ядерщики её «фаршируют», затем катушку грузят на понтон, который отправляется в порт Санкт-Петербурга, а оттуда во Францию.
- Недавно Средне-Невский судостроительный спустил на воду пластиковую надстройку для корвета.
- Это серьёзное предприятие, занимающееся судостроением из композитных материалов, лидер в этой области. В его арсенале производство продукции военного назначения - минных тральщиков, катеров, а сейчас произошло важное событие, которое тоже будет иметь производственное продолжение: на воду спущен катамаран из композитных материалов, предназначенный для речных и морских прогулок, вместимостью 150 пассажиров. Современное прогулочное судно, пришедшее на смену устаревшим речным трамвайчикам, по высоте проходит под нашими мостами.
У предприятия много и других планов, сейчас рассматривается проект строительства цеха для изготовления лопастей ветряных генераторов.
Стратегические проекты
- А Ижорский завод выпустил четвёртый энергоблок для индийской АЭС. У промышленных площадок Колпинского района большой инвестиционный потенциал. Насколько готов район к приёму новых производственных мощностей?
- Вот почему важна информация для корректировки общих планов. И бизнес, и мы должны координировать планы строительства жилья, дорог, социальной инфраструктуры. К примеру, грандиозный проект перевода «Силовых машин» на площадку Металлостроя связан с большим перемещением людей.
И к моменту реализации проекта всё должно быть готово - дороги, продуманы маршруты и способы доставки людей. Хотя, конечно, экономические трудности сказались на реализации программы транспортной доступности - некоторые договоры строительства транспортной инфраструктуры были расторгнуты. Менялся подрядчик на возведении развязки Колпинского и Московского шоссе, не миновала та же участь строительство виадука, ведущего с Усть-Ижорского шоссе в промзону «Металлострой».
- Как обстоят дела с пробивкой улицы Финляндской?
- Улица Финляндская тоже пережила смену подрядчика. Надеемся, проект будет завершён. Сразу после этого начнётся расширение Колпинского шоссе, и постепенно станет легче. Пока район, к сожалению, достаточно автономен. Но есть и хорошие новости. Два проекта, связанные с нашим районом, признаны стратегическими: расширение производства на кузнечно-механическом заводе «Ижора-металл» и прокладка линии легкорельсового трамвая от станции метро «Южная» на пересечении кольцевой автодороги и улицы Софийской до улицы Пролетарской в Колпино. Расширение завода связано с его успешной работой в партнёрстве с корпорациями мирового значения. Инвестиции в новый проект составят более восьми миллиардов рублей, причём часть из них - собственные средства предприятия. Что касается создания маршрута легкорельсового трамвая, то планируется запуск 22 составов. Компания ЛСР получила статус стратегического инвестора. Предвосхищая скепсис по поводу этих планов, поскольку проект трамвая обсуждается давно, скажу так: это ещё не свадьба, но заявление в загс уже подано…