За это время она объединила тысячи людей, неравнодушных к сохранению культурного наследия и стала неотъемлемой частью знаменитого музея. В каких проектах участвуют добровольцы? Что нужно, чтобы влиться в команду и реализовать себя?
В центре событий
«Всё началось в 2002-м, когда Санкт-Петербург активно готовился к 300-летию города, – рассказал бессменный руководитель службы, начальник сектора по работе с волонтёрами Михаил Кожуховский. – Государственный Эрмитаж находился в центре обширной программы. Во время празднования планировалось множество мероприятий как для жителей, так и высоких гостей, но реализовать их силами одного музея было бы невозможно.
В такой ответственный момент хотелось стать не просто зрителем, а деятельным участником событий. Так появилась идея о создании волонтёрской службы – с этим предложением я пришёл к руководству музея. Очень переживал и был безмерно рад, когда получил полную поддержку. Объявили набор добровольцев, и уже в первые недели поступило свыше 6 тысяч заявлений. В результате отобрали и подготовили 150 энтузиастов. В мае 2003-го волонтёры начали работу в Эрмитаже и успешно трудятся до сих пор».
Сегодня в составе команды студенты, школьники, пенсионеры. Люди самых разных профессий – филологи, учителя, инженеры, водители трамваев, бармены, музыканты. Стать частью этого сообщества могут и жители других стран, которые хотят лучше знать русский язык, прикоснуться к культурной жизни города или поработать с редкими экспонатами. «До недавнего времени я служила ревизором, проверяла магазины, производство, – поведала свою историю Светлана Мошкова, волонтёр с трёхлетним стажем. – На одной из случайных встреч узнала о помощниках Эрмитажа, заинтересовалась, и меня пригласили прийти».
Светлана – человек любознательный, поэтому решила посмотреть, как всё обстоит на самом деле. «Было очень интересно, особенно впечатлил проект «Флора – чудесный источник», – призналась моя собеседница. – Представьте, в 12 залах Зимнего дворца по вечерам разыгрывалось 12 литературных мистерий на темы произведений искусства. Звучали музыка, оперные арии, участвовали известные писатели и артисты. Причём действо происходило прямо у полотен Рембрандта, знаменитых скульптур. Посетители переходили из зала в зал и наслаждались увиденным. Волонтёры их встречали, помогали зрителям и актёрам, отвечали на вопросы. Атмосфера была настолько необычной, что шедевры, казалось, тоже выглядят по-новому».
Кроме того, по словам Светланы, к каждой программе надо тщательно готовиться, а значит, читать, находить яркие факты, сведения. Нередко волонтёры проходят обучение, в том числе при работе со взрослыми и детьми с ограничениями здоровья. Таким образом приобретаются не только новые знания, но и навыки. «Знаете, сколько интересного я узнала в ходе выставки «Наука врачевания петровского времени»? – не скрывала эмоций девушка. – Информация была поучительной, креативной, порой даже смешной, скажем, о табачной клизме, но от этого не менее серьёзной. Ещё привлекают встречи с интересными людьми, хотя, мне кажется, заурядных здесь не встретишь».
На машине времени
«Я работала маркетологом, но всю жизнь интересовалась искусством, – поделилась сотрудник Службы волонтёров Вера Подгорная. – И когда появилась возможность прийти в Эрмитаж, с удовольствием ею воспользовалась. Писала тексты для конкурсов компьютерного дизайна, готовила вместе с коллегами «Ночь музеев», «Дни классики», выполняла различные творческие задания. Сейчас, например, планируем большой проект, посвящённый Китаю, и так за год разрабатываем несколько масштабных тем. Сегодня мы «китаеведы», завтра «античники», затем переносимся в эпоху Просвещения. Меня настолько это увлекло, что я пошла учиться и закончила Академию художеств. Изучаю ткани XVIII века, это удивительный пласт моды, истории и достижений промышленности».
Сегодня добровольцы помогают сотрудникам главного музея страны на самых разных направлениях. Они контролируют доступ в залы и соблюдение правил, оказывают помощь в проведении научно-исследовательских работ, в частности, составлении каталогов хранения и реставрации. Также волонтёры участвуют в монтаже и демонтаже выставок, проведении социологических опросов, переводят информационные материалы, а при необходимости становятся секретарями и курьерами. Незаменимы они и во время квестов, конференций, фестивалей, международных акций, биеннале, театрализованных и концертных программ, которых в Эрмитаже сотни. Всех встречают открыто и доброжелательно, не случайно их ласково называют «улыбка Эрмитажа».
Также у волонтёров Государственного Эрмитажа есть возможность воплотить в жизнь собственные идеи. Некоторые рождаются «с нуля», и именно волонтёры продумывают концепцию, пишут сценарий, а затем реализуют вместе с другими отделами музея. Одним из наиболее резонансных стал проект «Пальмира: Вдыхая жизнь!»
«Он возник в 2016 г. – когда весь мир узнал о разрушении крупнейших архитектурных памятников в Сирии, – пояснил Михаил Кожуховский. – На еженедельных встречах волонтёры и специалисты составили детальную программу. Мы хотели добиться максимальной вовлечённости зрителей и воссоздать атмосферу многонационального города на перекрёстке торговых путей из Европы в Азию в период его расцвета, в III веке нашей эры.
Так появился сборный макет уничтоженного террористами храма. Он представал перед гостями разрушенным, в разборном виде, но любой желающий мог попробовать его «возродить». Для этого требовалось установить на нужное место колонну или кусок камня, таким образом создавалось ощущение, будто ты действительно восстанавливаешь достояние человеческой культуры. Особенно пришли в восторг дети, с одной стороны, это напоминало им игру, но с другой – они возрождали разрушенный памятник».
Интерактивных идей для этого проекта волонтёры предложили немало. Самой высокотехнологичной частью стало создание голографического изображения пяти разрушенных объектов культурного наследия Пальмиры. Создали и компьютерную игру «Пальмирский рынок». На этот креатив добровольцев вдохновил один из экспонатов Эрмитажа: каменная стела с высеченным на ней текстом таможенного тарифа – старейшего из известных в мире. Создали из пазлов и карту Пальмиры третьего века. Посетителям нужно было её собрать: занятие кропотливое, но благодаря этому участники запоминали расположение улиц, будто бродили по ним.
Не для «галочки»
«Также сделали формы и отлили из гипса небольшие статуэтки «льва богини Аллат», который тоже находился в Пальмире и был разрушен, – продолжает Михаил Кожуховский. – Волонтёры устроили мастер-классы по раскрашиванию гипсовых львов, фигурки потом можно было забрать с собой. В итоге благодаря общим усилиям удалось воссоздать атмосферу почти двухтысячелетней давности, сшить одежды, которые носили тогда горожане, сделать музыкальные инструменты и исполнить на них хиты той поры. Зрители буквально погружались в старину, переносились в древнюю Пальмиру, будто на машине времени».
Таким же увлекательным получился и проект, посвящённый барону Мюнхгаузену и его приключениям в России. Кстати, мало кто знает, что это реальная историческая личность. Он в 1738 году приехал в Россию, сделал карьеру в армии и даже состоял при царском дворе. Служба волонтёров разработала настольную игру по мотивам рассказов Распе, а ведущим стал барон Мюнхгаузен собственной персоной! И надо было видеть, с каким азартом и желанием участвовали в ней взрослые и дети.
«Нам не нужно формально поставить «галочку», что мы что-то провели, – говорит Михаил Кожуховский. – Для нас важно увидеть восторженные глаза, почувствовать обратную связь, живую реакцию – это самое главное».
Также волонтёры Эрмитажа охотно делятся своим опытом с другими регионами. В сентябре, например, в рамках Дней Эрмитажа, которые впервые прошли в Новосибирске, они представили образовательные программы и настольную игру «Театральный выезд». Её участники не только смогли познакомиться с историей балета, театров мира и России, но и под руководством наставников исполнить настоящие пируэты. «Служба волонтёров Эрмитажа организована так, что каждый может подключиться к любому проекту, проявить и реализовать себя, – считает Михаил Кожуховский. – Поэтому ждём добровольцев, готовых к этой непростой, но захватывающей работе».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.