Заседание Совета по культуре речи, состоявшееся накануне в Смольном, превратилось в жаркую дискуссию. Поводом для обсуждения стало использование нецензурных выражений, которые порой можно с театральных подмостков Петербурга. Председатель городского комитета по образованию Жанна Воробьева была возмущена этим фактом и предложила принять своевременные меры.
«Мы пытаемся возвратить детей в театр, классы ходят, мы обращаемся и к родителям с просьбой находить возможность хотя бы раз в месяц водить детей в театры. Это постыдно, когда, придя в театр, ребята слышат такое из уст великих или пока молодых актеров», — сказала она.
Поддержал ее и вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. В театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова он услышал ненормативную лексику в спектакле «Мадам Бовари».
«Я спрашиваю: «А что такое?» Мне говорят: «Эпатажность!» Вот ради эпатажности, ради посещаемости это допускают», — заметил вице-губернатор.
Президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая предложила выступить от имени Совета по культуре речи с обращением к художественным руководителям петербургских театров добровольно отказаться от ненормативной лексики при постановке спектаклей и поддержала предложение телеведущей Ники Стрижак активнее применять Закон о русском языке в Российской Федерации.
Пока запрет носит рекомендательных характер, однако блогеры уже усмотрели в этом тревожный знак - попытку городских властей контролировать сферу культуры. SPB.AIF.RU собрал самые разные мнения активных пользователей интернета по этому вопросу. (Орфография и пунктуация сохранены).
Марина: Мне режет ухо, когда я слышу мат в фильмах или театральных постановках. Но я убеждена, что это личное дело каждого зрителя, какое смотреть кино, в какой ходить театр. Если ты знаешь, что режиссер эпатажный, он любит шокировать зрителя и ищет самые разные способы выражения эмоций, то надо быть готовым к тому, что актеры могут и крепко выругаться со сцены. Городские власти не должны контролировать сферу культуры. Неужели у них нет других забот, проблем? У зрителя должен быть выбор!
Алла Кузнецова: а почему бы и нет? это всего лишь один из способов передачи эмоций, и к тому же, отражение реальной жизни. почему-то людям не нравится, когда им указывают на их недостатки. Да и эвфемизмами прикрываться не есть хорошо, если уж на то пошло. это как тональником прыщи замазывать
Ксения Евдокимова: мат очень разный. бывает смешной, бывает и не-грубый. вмешиваться в искусство подобным образом смысла не имеет, на мой взгляд.
Александра Шпехтик : В некоторых спектаклях, цель которых показать простую жизнь и быт, иногда пролетающее нецензурное словечко бывает вполне уместно. Опять же, не диалоги матерные, конечно, а для пущей реалистичности.
Ирма Гуру: А мне кажется, что использование мата, раздевание на сцене и прочие дешёвые эффекты, это отличный способ прикрыть недостаток свежих идей, оригинальных находок в структуре спектакля и в отдельных репликах, такие своеобразные заплаты, без которых будет вообще преснятина. Вот для меня мат вообще не приемлем в общественных местах, я даже разговаривать не стану с человеком, если он матерится, а прейдя в театр и заплатив деньги я должна терпеть и пытаться заставить себя убеждать, что так надо, что это величайшая сверхзадача... «Не думайте, что зритель дурак...» - слова, по-моему, Станиславского
Андрей Михайлов : Давно пора сделать для театров кодекс профессиональной этики. Очень много стало никчемных постановок. Никому неинтересных, а порой даже вредных для простого зрителя. Людям нужно давать пищу для ума. Такую, которая будет устремлять их мысли к новым свершениям, а не всю эту западную педе****ию.
Владимир Глазков : Большинство театров Государственные! Все их режиссеры на контракте - разорвать контракт и нормальных режиссеров взять, а эти пусть за свой счёт театры имеют!
Чайная роза:
Я думаю, что использование мата говорит об уровне развития общества. Чем ниже культура, тем больше матерных слов. Значит, мы деградируем.
Буратино Поленович :
Интересный вопрос... Мне кажется - об этом нужно предупреждать в афишах, но и такие постановки имеют право на жизнь. Если что не так - зритель «проголосует ногами».
А насчёт «правильно» ли - конечно, же, неправильно, ибо театр отображает ЖИЗНЬ, а именно жизнь-то у нас и есть - неправильная!
sprut : некоторые слова, что мы привыкли считать матом, являются литературными. так что это не то что правильно, но и запрещать нельзя
Lemming66: если герой - матершинник, то сценарист обязан иметь запас слов, заменяющих мат, но дающих характер героя без изменения. Мое мнение - мату на сцене не место. Долой бездарей и лентяев...
Владимир Аникейчев: Были такие поэты - Пушкины (дядя и племянник). Старший известен именно такой скандальной поэмой «Мой сосед». Младший - много раз её вспоминает в «Евгении Онегине» и сам не брезгует этими словами в своём творчестве. Именно в период его творчества эти слова стали нецензурными и непечатными. Во многих странах эти слова употреблялись и употребляются легко и повсеместно. И почему-то никто не удивляется, когда слышит так называемый мат в песнях Биттлз, во фразах Клинта Иствуда, Мерил Стрип или многих других известных театральных и кино гениев. А переводчик стыдливо переводит называя всё дерьмом…
Я обратил внимание – противники мата делают ошибки, отвечая даже одним словом…. Так вот безграмотность - это то, что лучше всего говорит об отсутствии культуры речи у человека. Вы ещё полагаете, что вполне приемлемая часть русского языка, которой Вы пользуетесь в повседневной жизни сами, должна быть ханжески запрещена в литературе, кино и театральном искусстве? Надеетесь встать на одну ногу с душителем русской культуры Бенкендорфом или, бери выше, царственным цензором великого поэта Николаем 1-м? Я бы лучше Вам предложил больше внимания и сил употребить на изучение родного языка и культуры, чтобы иметь право судить о том, о чём пока судить Вам - недостойно!