Кризис – это хорошо!
- Группа «Ступени» существует уже 8 лет? Расскажите, с чего началась ваша история?
Настя: - Началось все с моего знакомства с музыкантом Дмитрием Максимачёвым. А он уже познакомил меня с Леной Белкиной, которая должна была сегодня быть с нами на интервью (к сожалению, не смогла). Она - флейтистка группы "Ступени". Этот дуэт положил начало нашему коллективу. В первый раз мы с ней выступили в концертном зале Ленинградского зоопарка на фестивале «Могучая кучка». Этот фестиваль проводит группа «Зимовье зверей», и мы в нем участвуем постоянно. Правда, сейчас это происходит все реже и реже. Раньше фестиваль проводился каждый год. Сейчас раз в два года.
- Почему?
Митя: – Это вопрос к организаторам фестиваля. Они объясняют тем, что с каждым годом труднее найти что-нибудь новое. А задача у фестиваля как раз поиск новых имен, нового звучания.
- Почему же сейчас возникла такая проблема с поиском?
Настя: – Кризис влияет на все!
Митя: – Я не знаю, почему так, но мне кажется, что это влияние масс-медиа. Активное пропагандирование попсы в масс-медиа, возможно, отбивает охоту у людей писать нормальные песни. Но это только мое предположение.
Настя: – Обычно на рубеже веков появляются какие-то всплески. Вот недавно закончился XX век, начался XXI. Мы ждем и ждем – и ничего не происходит. Уже 8 лет ждем!
- Может, экономический кризис как-то это дело всколыхнет, разгонит тучи и даст толчок для появления новых творческих идей?
Митя: – Да! Так что экономический кризис – это хорошо!
Печаль - это самое поэтичное состояние
- Вы называете свой стиль музыки «кофе с дождем». Что это за стиль? Что за направление такое? (Кирилл)
Настя: - Я сама очень долго пыталась дать этому направлению какое-то определение. Потому что слова лайт-рок, софт-рок не описывают то ощущение, которое появляется от прослушивания нашей музыки. Поэтому мы изобрели такое определение «кофе с дождем». Оно как раз имеет такой характерный привкус, который нам подходит. По музыке.
Митя: – Это определение значительно более образное, чем слово софт-рок!
Настя: - Состояние «кофе с дождем» связано с настроением, с ощущением печали. И оно полностью совпадает с моей музыкой.
- А почему печаль? Вам нравится быть печальными?
Настя: - Все бывает по-разному. Для меня печаль - это самое поэтичное состояние. Мое наилюбимейшее состояние природы: зима на море, маленький курортный городок, абсолютно пустые пляжи, серое небо, море суровое. Это состояние задевает самые лучшие, самые тонкие струны в моей душе.
Настя: - Я ужасно мучаюсь этими противоречиями. У меня есть ребенок, которому два года. И меня это разрывает пополам. Потому что хочется уделять много внимания ребенку, и музыка отходит на второй план.
Концерты мне играть удается. Но сочинять музыку – это колоссальный труд, потому что время на это есть только ночью, когда ребенок спит. А ночью хочется спать, потому нужно вставать в девять, готовить ему кашу, вести гулять. Это очень тяжело совмещать.
- И что же делать?
Настя: - Надо ждать, когда он вырастет. Потому что по-другому никак не получается.
- Мужчинам проще в музыке состояться?
Митя: - Все зависит от того, какой ты отец. У группы «Ступени» на пятерых человек четверо детей. У нас играет басист Костя Ионочкин. Так у него двое детей. Но он как-то успевает. Правда, его жена не музыкант (смеется). Видимо, мужчинам повезло.
Настя: - Я себя постоянно утешаю. Когда трудно, и хочется лезть на стенку, я думаю: «А как же Анна Ахматова, а Бьорк?» Они же как то все успевали, не падали духом. Дети, конечно, это прекрасно. Я бы не хотела, чтобы было как-то иначе.
Квартирники – это выход
-Как Михаил Башаков относится к группе «Ступени»?
Настя: - У нас был период очень тесного сотрудничества с Михаилом Башаковым. Я была бэк-вокалисткой его акустического состава. Он часто давал мне петь свои песни в рамках его концертов. И мы много почерпнули из этого сотрудничества. Сейчас это сотрудничество прекратилось. Мы очень редко выступаем вместе, в силу каких-то объективных причин. Но я ему благодарна, потому что он научил меня хорошему концертному драйву. У нас даже появился такой термин «башаковщина».
- А что этот термин обозначает?
Настя: – “Башаковщина» обозначает легкость общения с публикой. Это знаете, как на квартирниках, происходит – легкость, спонтанное общение, юмор какой–то особый, Мишин.
- А вам квартирники нравятся?
Настя: - Квартирники – это для нас один из вариантов концертов. Мне кажется, что квартирники очень актуальны, особенно сейчас. Сегодня осталось мало мест, где можно придти и нормально послушать музыку без звяканья посуды и криков «гол». Существует молодежная музыка, которая уместна там, где пиво наливают (в клубах). Но есть музыка, которая неуместна в подобных заведениях. Мы свою музыку причисляем именно к такой. Потому что те люди, которые приходят к нам на концерт, хотят погрузиться в определенную атмосферу. А в клубах это очень часто не получается. Выход – нужно искать другие варианты площадок. И вот как раз очень адекватный выход для нас – это квартирники.
Митя: - В Петербурге есть замечательное место – квартира Дмитрия Гороховского, который превратил ее в клуб. Он сделал ремонт в большой комнате. И теперь там все заточено под квартирники. Это уже не жилое помещение. Там скамейки стоят, рояль. И у него раза четыре в неделю проходят квартирники.
- А много народу приходит на подобные концерты?
Митя: - На самом деле, много. Людям это надо. Особенно, когда приходит какая-нибудь звезда, например Константин Арбенин. Чтобы попасть на этот концерт, люди заранее записываются в Интернете. И даже покупают какое-то подобие билетов.
Сейчас квартирники переживают второе рождение. Только раньше, в 80- е годы, они появлялись, потому что музыку нельзя было играть по политическим причинам, а сейчас другая мотивация – потому что в клубах мы с нашей музыкой не очень нужны.
Настя: – Мы плохо укладываемся в общество потребления.
- Сколько нужно времени, чтобы пробиться в музыкальном мире? (Молодая команда)
Настя: – Я считаю, что формулы не существует.
Митя: – Я скажу так: нужно просто этим заниматься лет 15 и не обламываться. Нужно быть упорным.
Настя: - Формулы нет. Все зависит от твоего внутреннего намерения. Если ты действительно болеешь этим настолько, что жить без этого не можешь, то рано или поздно у тебя появится путь, по которому ты сможешь пройди к тому, к чему хочешь! Мне не нужны стадионы, мне достаточно небольших залов. У любого человека есть какой-то внутренний предел, до которого он хочет дойти.
Митя: – Но чудеса случаются. И многое зависит от удачи.
- Насколько сейчас музыкантам нужно ли музыкальное образование? (Nikita)
Митя: - В группе «Ступени» практически у всех недообразование. Только Лена Белкина закончила музыкальное училище. У остальных участников – недообразование. У меня, например, недообразование по джазовой гитаре. У Насти – по вокалу (Настя училась вокалу 2 года, но так и недоучилась).
Настя: - Но я до сих пор, когда есть возможность, хожу заниматься вокалом с преподавателем. Потому что надо все время поддерживать форму. Учиться всегда нужно.
Митя: - Образование нужно с точки зрения какой-то грамотности. Это действительно важно – Но в принципе, для нашей музыки джазовое образование не всегда нужно. Часто бывает так: люди приходят поступать в музыкальное училище разными, а выходят одинаковыми. Это неоднократно замечено. Я считаю, что преподаватели должны не научить, а помочь научится.
Грустная лирика и задумчивый позитив
- Настя, скажите, вы сотрудничаете с музыкантами, которые имеют собственные проекты? Насколько они влияют на группу «Ступени»?
Настя: - С музыкальной точки зрения, влияет только с положительной стороны. На самом деле мы очень разнообразны. Я считаю, что любой музыкант должен быть лидером, иметь свое музыкальное мнение, быть стержнем. У нас уникальный случай. Мы все люди со стержнем, достаточно прочным. Со своими музыкальными проектами. И при этом, мы друг друга дополняем, а не мешаем.
- А когда вы собираетесь и репетируете, кто диктует, как играть?
Настя: - Условия диктует песня. Ведь песня, как живое существо. Например, я сотрудничаю с пианистом Дмитрием Михайлиным, Он очень самобытный творческий человек. И у нас получился такой замечательный дуэт. Но с группой «Ступени» пока ничего не склеивается.
Митя: - А дуэт с Настей хороший. Нам очень повезло. Практически у каждого из музыкантов есть свой проект. У Кости Ионочкина – «Война поэтов». (Это группа «Полис» по-русски). У Анатолия (он играет у нас на баяне), очень хорошего поэта, тоже есть свой проект. И у меня есть свой проект. Скоро у нас будет концерт - 11 октября в театре Эстрады. В первом отделении сыграет группа «Ступени», а во втором я представлю свою команду «Большой стереофонический оркестр». И концерт получится гармоничным - «Ступени» представят свою грустную-лирическую программу, а потом мы свою позитивную.
Настя: – Твой стиль - задумчивый позитив (смеется).
Митя: - Мне очень нравится развивать музыкальность в своих произведениях. Мой "Стереофонический оркестр" будет выступать со струнным квартетом, в котором как раз играют девчонки и парень с настоящим музыкальным образованием. Там будет очень много акцентов на инструментальные части.
На концерте пройдет двойная презентация альбомов: один – это концертный альбом группы «Ступени» под названием «Пустяк», и я буду представлять свою пластинку «Хореография».
И будет еще одна интересность на концерте – к нам придет в качестве специального гостя Константин Арбенин. И Анатолий Багрицкий прочитает свои стихи.
Оранжевый цвет – цвет творчества
- Мне запомнился на вашем концерте оранжевый цвет. Это ваш любимый цвет? (Виктория Белова)
Настя: - Оранжевый цвет – это цвет творчества. Я очень долго считала своим любимым цветом все оттенки голубого и синего. Потом Митя привез мне из Франции оранжевый шарф. Я его так полюбила. Оранжевый цвет мне очень нравится.
Митя: –Так что теперь Багрицкий привез тебе из Франции оранжевый берет.
Настя: - Оранжевый цвет – это цвет осени, листьев, моего любимого времени года. Цвет Летнего сада в сентябре.
- Как легче выступать вдвоем или в большой компании? (Senya)
Настя: - Дуэт с Леной дает мне ощущение максимальной ответственности за происходящее. Я чувствую себя этаким паровозом. А когда мы играем впятером, я могу расслабиться и получить удовольствие. Меньше напряжения, больше легкости. Трое мужчин, которые держат надежный тыл. А я могу просто петь.
- Насколько трудно сотрудничать женщинам в одном коллективе? (Светлана Кудрявцева)
Настя: - Женские коллективы обычно долго не живут. Но мы - пример обратного. Мы с Леной уже 8 лет мирно сосуществуем. И хорошо понимаем друг друга.