На днях он дал концерт в родном Петербурге, что в последнее время случается гораздо реже, чем хотелось бы поклонникам.
- Я больше живу в Москве, чем в Петербурге. Потому что из столицы удобнее гастролировать по стране.
- Вы дали сольный концерт в Большом Драматическом театре, где 20 лет назад начинали как актер. Думали ли, что когда-то один соберете полный зал?
- Это великое счастье, что собирается полный зал! Но я же выступаю в другом качестве. За кулисами поймал себя на ощущении, что запах тот же, что и 20 лет назад, и возникло просто физиологическое ощущение радости. Мне важны встречи с прошлым, в котором традиция отстаивалась великими людьми - Товстоноговым, Лавровым. Они отстаивали идеи, а сейчас трудно представить людей, которые будут чем-то жертвовать за идею. Конечно, они есть, иначе бы все рухнуло, но тогда это было нормой. В этой норме меня воспитали.
Упрек государству
- Вам часто делают странный упрек, что в зале мало молодых, будто люди других возрастов - это «второй сорт». Не возникает ощущения, что в нашей стране ценится только молодежь?
- Когда мне было 25 лет, этот упрек вызывал у меня активную реакцию. Сейчас мне уже 40, в прошлом году отметил 20-летие концертной деятельности. И все эти годы - полные залы, что для артиста - счастье. Я никогда не жалел и не стыдился того, что большая часть моей аудитории - люди зрелого возраста, но и молодых немало.
- Правда, что петербургская публика - самая сдержанная?
- С нашей публикой я одной крови, люблю ее за стиль, за особую манеру выражения чувств. Кстати, за это петербуржцев любят не только в России, но и за границей. Часто бываю на гастролях на Западе, там образ нашего отечества достаточно демонизирован, к русским относятся с настороженностью и часто с неприязнью. Сам я человек открытый, если ко мне обращаются, легко вступаю в контакт. И когда узнают, что я русский - у людей удивление. Но если скажешь, что из Петербурга, поразительно иная реакция: «А, ну тогда все понятно!». Меня самого угнетают «наши», которые представляют не лучшие образцы русского человека. Но в основном именно они имеют возможность ездить за границу, а наиболее достойные люди чаще всего просто пытаются выжить. Такое положение дел – резкий упрек государству.
- В кризис народ стал меньше ходить на концерты?
- Нет, ни одного концерта мы не отменили. Кризис в том, что стремительно дорожает аренда залов, цены на рекламу, расходы на транспорт... Я вдруг понял, что не в состоянии сохранить для своих сотрудников тот уровень жизни, на который мы вышли благодаря собственным усилиям: никогда никто не помогал, ни чиновники, ни спонсоры. А сейчас надо затягивать пояс и расхлебывать чужие ошибки, а иногда - бессовестность и наглость, потому что виноватые в кризисе не стали жить хуже, в отличие от большинства населения. Это безнравственно и может привести к большим бедам.
«Дурят нашего брата»
- Как говорится, каждое время рождает свои песни. Но сейчас такое ощущение, что новых песен нет.
- Вы правы, сейчас не рождаются песни. Люди разучились говорить, не то что петь. Но вот я исполняю песни времен Великой Отечественной, лирические советские - они воспринимаются и нужны даже сегодня, потому что это талантливые произведения. Что касается романса, то в наше время это, возможно, единственный светлый жанр.Для его лирического героя идеалы – самое дорогое, что есть в жизни.
- Но для того чтобы слушать романсы, все-таки нужно душевно потрудиться, публику же приучили только развлекаться.
- Как в давние времена, когда актерство было шутовством. Но великие артисты - прежде всего Станиславский - жизнь положили на то, чтобы профессию актера возвысить до служения, иногда почти священнодействия. Фантастика, каким богатством мы обладали в нашей театральной школе и во всем искусстве вплоть до эстрады. Все это растоптано и попирается, и снова артист становится только развлекателем. Я буду с этим воевать, сколько могу. Потому что если артист будет просто развлекать сытых людей, а несытых развлекать невозможно, они будут думать прежде всего о пище, - это станет позорной профессией.
- Мы попали в замкнутый круг: телевидение плодит бескультурье, а потом оправдывается высокими рейтингами своих же передач.
- Те, кто может влиять на ситуацию, проблему игнорируют. Искусство нуждается в прямой защите, а пока идет серьезная финансовая, информационная поддержка того, что, на мой взгляд, является угрозой для российской культуры. И в каком-то смысле - для национальной безопасности. Кроме попсы я почти ничего не вижу по телевидению и на ведущих площадках страны.
- Где-то вы говорили, что для сохранения здоровья телевизор лучше не смотреть…
- Это действительно испытание. Когда-то смотрел только новостные программы, но теперь и они у меня вызывают большой вопрос. Потому что все чаще вместо новостей слышу комментарии людей несведущих, а иногда и просто невежественных. Как говорил Райкин, «дурят нашего брата». И становится обидно.
«Нетронутые» культурой
- Вы несколько лет преподавали в Театральной академии, имели возможность воспитывать молодых. С какими проблемами столкнулись?
- Что касается талантов, то ребята приходят одаренные. Вот с точки зрения общей культуры - беда. У советского школьника была хотя бы «тронутость общей культурой», а сейчас встречаются люди абсолютно «нетронутые». Хотя талантливый человек, если он к своему дару относится достойно, - он тянется к образованию, к культуре, у него есть желание впитывать. Я видел, как люди пытаются развиться и развиваются. Это большая радость.
- Вы человек религиозный?
- Религия не просто помогает. Это единственная система ценностей, в которой можно сохраниться, причем не только нравственно, но и физически. Две тысячи лет уже об этом пишут, говорят, это и практически доказано. Другое дело, что путь каждый проходит сам. Без собственных усилий ты не можешь существовать в этой системе ценностей. Поэтому я избегаю проповедовать: если раньше - от юношеского счастья - хотел поделиться, сейчас стал сдержаннее, потому что знаю, какие испытания влечет за собой этот выбор. Но абсолютно убежден, что вне веры невозможно быть счастливым, сохраниться в нынешней обстоятельствах нашей жизни.
- После вашего концерта люди выходят просветленными...
- Это счастье, но моя заслуга только в том, что я пытаюсь соответствовать таланту, который получил. Собственно, это единственная заслуга и обязанность артиста - соответствовать дару.