В прошедшее воскресенье на Исаакиевской площади в третий раз выступил сводный хор из трёх тысяч человек под руководством заслуженного артиста России Владимира Беглецова. Меня это зрелище просто потрясло! Больше всего порадовало то, что участие в акции приняло множество детских коллективов. С какой душой они исполняли русскую и советскую классику! Значит, далеко не всё потеряно, как почему-то в последнее время принято считать? Русская культура возрождается, и нам есть кому это наследство передать?
Е. Щербакова, СПб.
Как меняются лица?
- Конечно, многое ещё предстоит сделать, - считает Владимир Беглецов. - Взять то же хоровое пение. Недавно я с Хором мальчиков вернулся из Стокгольма. И некоторые вещи там меня поразили. Представьте себе - обыкновенная шведская школа, в которой учатся чуть более тысячи учеников.
И они все поют! Причём с большим удовольствием. В школе действуют несколько хоров, и все дети в них задействованы. В нашей стране, увы, ничего подобного пока нет. Однако позитивные перемены действительно заметны.
И я могу с уверенностью сказать - то, что когда-то было погублено и разрушено, специально или ненамеренно, сегодня возрождается. В последнее время в стране произошло множество знаковых событий, это и Олимпиада, и 70-летие Великой Победы, и присоединение Крыма… В связи с этим в городе и стране происходят разные мероприятия. И дети с удовольствием откликаются, принимают участие в хоровом пении, причём исполняют замечательные произведения, ставшие классикой. И вы бы видели, как во время исполнения меняются их лица! Ведь без песни нет народа. Песня - как национальная идея, это именно то, что нас сплачивает и объединяет.
АиФ-Петербург: - А ещё бытует мнение, что нас сплачивают беды и неурядицы. Ещё пять лет назад, когда мы праздновали 65-летие Победы, не было такого подъёма патриотизма. И совсем другое народное единение мы видим сейчас, когда против России ополчилось полмира.
- Действительно, в День Победы даже самые ангажированные оппозиционные персоны не смогли из себя выжать ничего, кроме позитива. Когда я с комом в горле смотрел на парад в Москве или многотысячный «Бессмертный полк», явственно ощущал, что мы не просто люди, которых многие не любят. Мы великий народ, уникальная нация, и никакие санкции, никакие передёргивания истории ничего с нами не сделают. Вообще, Россия хоть и самая большая страна в мире, она и самая пострадавшая от войн за всю мировую историю. Поэтому День Победы, на мой взгляд, это главный праздник в нашем государстве. Нет ни одной семьи, которая не была бы связана с этим великим событием…
Одна короткая зарисовка из жизни только моей семьи. Моя мама родилась 26 мая 1941 года. А 22 июня её отец и мой дед ушёл на фронт. Добровольцем. И спустя месяц пришла похоронка. Когда ты знаешь, что это не просто факт из прошлого, а история огромной страны, с которой ты связан напрямую, что ты являешься частью этой истории, - это делает тебя другим человеком. Ты уже не можешь лукавить и по-разному трактовать события, обзывая это «другой гражданской позицией».
Куда исчез Карлсон?
АиФ-Петербург: - Вы много лет работаете с детьми. Современные школьники - другие?
- Да.
АиФ-Петербург: - Они хуже? Или просто другие в силу реалий времени?
- К сожалению, я вынужден констатировать неприятный факт. У сегодняшних детей - серьёзные пробелы в воспитании.
АиФ-Петербург: - Кто в этом виноват - семья или государство?
- Правильнее было бы сказать, что вина обоюдна. Однако у меня есть перед глазами пример собственного сына, которому сейчас 21 год. Во время его детства любимыми сказочными героями у школьников были, увы, не Иван-царевич или Чебурашка, а Человек-паук и черепашки-ниндзя. И я, сколько ни старался, ничего не смог сделать! Потому что этим увлекались все.
Больше всего меня удручает то, что современные дети совершенно перестали читать. Хотя бы развлекательные произведения! Поэтому в Год литературы хотелось бы увидеть со стороны государства какие-то программы по поддержке чтения.
АиФ-Петербург: - Вообще, потеря интереса к чтению - общемировая тенденция…
- Да, и я вам больше скажу! В том же Стокгольме попытался и не смог купить ни-че-го, ни одного сувенира с изображением Карлсона. Человечек с пропеллером там просто отсутствует как персонаж, хотя мог бы быть предметом гордости шведов.
Почему Годунов - в трусах?
АиФ-Петербург: - В последнее время стало принято приглашать на роль ведущих артистов или режиссёров специалистов из других стран. Это нашу культуру обогащает или мы теряем самоидентификацию?
- К сожалению, у нас всё меньше остаётся своего. Конечно, прекрасно, когда мы пытаемся чему-то научиться, узнать и перенять что-то новое. Но мы и многое теряем! Это как в хоккее - можно перекупить ведущих игроков мира, но чтобы начать выигрывать по-настоящему, необходимо вырастить собственную сборную. А у нас в культуре полагаться на то, что кто-то придёт и научит, стало уже не только тенденцией, а просто традицией. При этом наши профессионалы работают и востребованы во всём мире. Так, может, нужно просто создать им достойные условия в России? И тогда не придётся надеяться на чужих?
АиФ-Петербург: - Появилась у нас и ещё одна тенденция. Назначать руководителями учреждений культуры людей, далёких от искусства. Достаточно вспомнить, что Михайловский театр до недавнего времени возглавлял «банановый король» Владимир Кехман. А бывший вице-губернатор Василий Кичеджи стал ректором Художественно-промышленной академии имени Штиглица…
- Отвечу цитатой из классики. «В спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приёмной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает… Но я не Айседора Дункан!» Михаил Булгаков, «Собачье сердце». Если к рулю приходят непрофессионалы, возникает вопрос - либо у нас их просто нет, либо их назначают такие же непрофессионалы. А вообще, эта проблема касается не только культуры. Трудно представить, какой сумасшедший рывок в развитии могла бы сделать наша страна, если бы каждый человек находился на своём месте.
АиФ-Петербург: - Продолжите фразу: «Если бы я стал министром культуры России, первым делом я бы…»
- …заставил в Год литературы всех читать! (Смеётся.) Ну а если серьёзно, то мне не хватило бы не только одного интервью, но и нескольких выпусков газеты «Аргументы и факты», чтобы ответить на этот вопрос. Потому что менять надо очень многое! Начиная от вещей, которые очевидны и лежат на поверхности, и заканчивая теми, что мы не замечаем, потому что этого не касаемся.
Взять, к примеру, то же засилье альтернативного, экспериментального искусства. Количество вольных трактовок классики порой переходит все разумные рамки. Но я считаю, что хотя бы в Большом, хотя бы в одном театре страны, Борис Годунов должен появляться на сцене в шубе, а не в семейных трусах. А на афише с оперой «Руслан и Людмила» не может стоять маркировка 18+, потому что это сказка, которую наши дети просто обязаны знать…
Но культура - это не только то, что происходит на сцене. Это и выключенные в здании школы и в зале театра мобильные телефоны… Это и отсутствие сигаретных бычков на Невском проспекте или битого стекла на пляже Петропавловской крепости. И пускай понадобится ввести бешеные штрафы для тех, кто это стекло оставляет.
Все эти вещи не исправить силами одного министерства. Это должна быть масштабная, затрагивающая все сферы нашей жизни, долговременная программа. Возможно, придётся затратить много времени, и сменится не одно поколение, прежде чем мы добьёмся ощутимых результатов. Но делать это, чтобы не только возрождать утерянное, но и созидать, необходимо уже сейчас.