Хороший спектакль меняет людей
- Александр Владимирович, позиция театра Станиславского – отвечать духу времени. А какое, на ваш взгляд, сегодня время и какой культуры оно требует?
- Год назад, когда я пришел в театр, я еще не знал людей, с которыми мне предстояло работать. Но уже тогда было понятно, что надо начинать с современной пьесы, потому что любой театр должен отвечать духу времени, а не только театр Станиславского. Я искал такую пьесу, и в результате возникла история Николая Халезина «Я пришел». Она, как мне кажется, достаточно простая по содержанию и написана в сегодняшней манере самоиронии автора, но при этом отвечает на вопросы сегодняшнего дня: история рассказывает о том, какими становятся взаимоотношения людей - в первую очередь в семье.
Очень много хороших отзывов, но один мне особенно дорог. Позвонила женщина, которая поблагодарила за этот спектакль, потому что на следующий после просмотра день пятнадцатилетний сын ей впервые в жизни подал пальто. Спектакль ли повлиял, или парень понял сам, но с ним что-то произошло в результате.
- Вы считаете, в том, что люди разучились понимать друг друга, виноват образ жизни современного человека?
- Мне кажется, что бешеный ритм сегодняшнего дня и желание все успеть, заработать, выжить гасит человеческие взаимоотношения. И поэтому появилось слишком много вещей, связанных со стебом. Сегодня можно «обстебать» все, что угодно: близкого человека, любимую девушку, жену, с ребенком можно также себя вести. И ты глубоко не ныряешь, потому что тебе не хватает на это времени и душевных сил. Об этом тоже наш спектакль «Я пришел», который скоро увидит и петербургская публика.
- А есть повышенное чувство ответственности перед родным городом?
- Я очень люблю Петербург. Я им воспитан. Поэтому, конечно, чувство ответственности внутри есть. Но мы приезжаем не удивить: нам важно поделиться, показать Северной столице все, что мы сделали за очень тяжелый, но продуктивный сезон.
Роль Мастера – «ожидаемая случайность»
- Массовая публика знает, прежде всего, ваши актерские работы в кино. И, безусловно, одна из самых ярких – роль Мастера в экранизации булгаковского романа. С момента выхода картины на экран уже прошло значительное время: изменилось ли ваше отношение к фильму, спустя четыре года?
- Я по-прежнему считаю, что этот роман поставить невозможно: сколько людей, столько и мнений. Булгаков сделал то, что мы сейчас называем бестселлером: его будут читать всегда – от 13 лет и до конца жизни. И всегда будут находить что-то новое. Мне просто повезло, что я попал к Владимиру Бортко. Это одна из тех случайностей в жизни, которые дают толчок на следующий шаг. У тебя появляется возможность сказать что-то такое, чего не говорил никогда и больше нигде не скажешь.
- А почему вашу роль озвучивал Сергей Безруков?
- Это концепция режиссера: Мастер должен говорить голосом Иешуа. Фильм озвучили практически на 90 процентов, когда возникло такое решение, и я вынужден был согласиться с ним. Но если меня спрашивают об этом, я отвечаю, что это ошибка. Хотя Сережа все замечательно сделал, и мы на данную тему даже не говорим – решение режиссера не обсуждается.
- Александр Владимирович, кто для вас Мастер как личность – победитель или побежденный?
- А какая это личность?.. Мы застаем совершенно уничтоженного человека, в сумасшедшем доме, где у него нет ни личности, ни творчества, ни любимой - ничего. Человека нет. Как это играть? Как к этому относиться? Как явить фразу, что любовь поразила как удар финского ножа? Я до сих пор не знаю. Это уже внутренние какие-то секреты, внутренняя жизнь режиссера, актера и партнеров, с которыми ты работаешь.
Я очень долго не мог выучить текст. Он даже не произносился. При этом я очень люблю роман «Мастер и Маргарита» и периодически к нему возвращаюсь. Но был вот такой фокус… А потом я начал понимать, что это так глубоко спрятано и так глубоко зарыто, что если ты до этих глубин сам себя не достанешь, то ничего не сделаешь. Я думаю, что подобные чувства во время работы испытывали все. И то, что получилось в итоге - общий труд на площадке.
- По вашему мнению, ранимость Мастера – черта истинного таланта? Все по-настоящему творческие люди уязвимы?
- Любой человек уязвим. И тот, кто занимается творчеством, и тот, кто метет осенние листья. Человек слаб, и мне кажется, что уважение друг к другу – та черта, которая сегодня уходит от нас и подменяется какими-то другими вещами: иронией, стебом.
- Но, тем не менее, как творческому человеку поверить в себя? Ведь это очень важно.
- Могу сказать, что терпения нужно очень много. Воли нужно много. Силы нужно много. Огромную роль играет случай, конечно. Но иногда ты этот случай подготавливаешь всей своей жизнью, и надо уметь его увидеть. Другими словами, нужно «ждать активно».
Вместо ада – Интернет
- Александр Владимирович, это интервью появится на Интернет-сайте «Аргументов и фактов - Петербург». Как вы считаете, Интернет заслуживает какой-то постановки? Ведь он становится неотъемлемой частью нашей жизни…
- Булгаков писал о Воланде и об аде. Теперь обратной стороной жизни, наверное, является Интернет. Конечно, все это очень интересно.
- Но вы бы взялись за такую постановку?
- Наверное, да, если бы я нашел материал, адекватный выражению. Да вообще мне очень нравится время, в котором я живу. Оно непростое, но если бы я сказал своей маме в начале девяностых, что она будет со мной разговаривать по мобильному телефону, она бы просто не поняла, о чем я говорю. А сейчас мои мама и папа, которые, слава Богу, живы-здоровы, пользуются сотовым, и это здорово, что мы можем так общаться. Сегодня много людей за 80, которые лучше владеют Интернетом, чем я. Им это интересно.
- Какую вы, все-таки, оценку дали бы Интернету - со знаком плюс или минус?
- Вы знаете, очень легко критически отнестись к этой ситуации, потому что Интернет можно назвать ямой, куда сливается все, что может сливаться. Но мне кажется, что это момент испытания – а что тебе самому нужно от Интернета. И насколько ты сам туда погружен, и что ты оттуда вытаскиваешь.
Я знаю совершенно точно, что Интернет никогда не подменит живого человеческого общения и никогда этот прибор под названием «компьютер» не сможет совершать какие-то вещи, связанные с духом человеческим. Никогда. И тот, кто это понимает, совершенно спокойно относится к «погружению».
У меня самого было несколько потерь в Интернете в то время, когда мы делали на телевидении программу, посвященную молодым писателям. Когда я готовился к этой программе, я очень глубоко нырял в Сеть. Погрузившись туда в полночь, обнаруживал, что уже утро. Тогда я говорил себе «стоп» и предпочитал не знать (смеется). Я предпочитал не знать, чем туда нырять и в этой огромной яме потеряться.
Совет влюбленным - ждать и надеяться
- В Театре на Литейном идет Ваш спектакль «С любимыми не расставайтесь». Он в репертуаре несколько лет, но до сих пор пользуется большой популярностью у зрителей. А почему, на ваш взгляд, люди расстаются? Всему виной эгоизм?
- (задумался). Да люди по разным причинам расстаются. Это свойственно человеку – заблуждаться и совершать какие-то ошибки, потом снова возвращаться к тому, что ты покинул. В замечательной пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь» заложен очень глубокий смысл, потому что нельзя, действительно, расставаться с тем, что ты любишь и что ты бережешь. Но тут уже возникает вопрос к самому человеку: что ты любишь? И что ты бережешь?
И, наверное, каждый из нас иногда оглядывается назад и думает: если бы мне дали возможность этого не совершать, я бы этого совершил. Но поскольку человеческая природа такова, что ему свойственно заблуждаться, искать, прощать и находить, то ошибки неизбежны.
- А как избежать все-таки этих ошибок? Чтобы вы как режиссер этого спектакля посоветовали молодым?
- Я предпочитаю не давать советы – лучше сделать спектакль, фильм или провести беседу, а человек пусть сам для себя выбирает, что ему нужно. …Но терпение, как мне кажется, - одна из важных жизненных составляющих. Люблю вспоминать последние строки «Графа Монте-Кристо». Великий роман заканчивается фразой «Ждать и надеяться». Всем советую взять на вооружение.