Терри О’Нил создал огромное количество действительно iconic images, на его фотографиях есть и The Beatles, зашедшие в гости к мастеру, и Дэвид Боуи, затягивающийся протянутой Лиз Тэйлор «сигаретой», и даже не любивший публичность Орсон Уэллс.
В день открытия своей выставки пионер жанра celebrity-фотографии рассказал о том, что скрывается за маской звезды, и почему фотографировать всегда трудно.
Меня любили менеджеры звезд
«АиФ-Петербург»: - Терри, вы начали свою карьеру фотографа в 60-е годы, будучи джазовым барабанщиком. Попасть в мир звезд шоу-бизнеса вам помогло занятие музыкой, или тогда все было намного проще?
Терри О'Нил: - В начале карьеры мне это очень помогло. Первая известная фотография, которую я сделал, была фотография Beatles. Ее напечатали в газете, после этого она стала очень знаменитой и ее напечатали во всех газетах Великобритании. Beatles стали знамениты. В начале моей карьеры мой музыкальный бэкграунд мне очень помог: я разбирался, какая музыка хорошая и какая плохая.
«АиФ-Петербург»: - То есть вы ходили на концерты и каким-то своим внутренним чутьем понимали, что вот эта команда будет звездами в дальнейшем.
Терри О'Нил: - Да, как-то так и происходило. Мы слушали группы, которые никто никогда не фотографировал. Я их снимал, они попадали в газеты. Они становились известными. Я становился известным. И меня очень любили их менеджеры.
«АиФ-Петербург»: - Вы ходили фотографировать по заданию газеты или просто, находясь в музыкальной среде, фотографировали то, что видели?
Терри О'Нил: - Это были мои первые задания, когда я только становился фотографом, а эти группы в это время только становились настоящими музыкантами. Поэтому, что для меня, что для них – это было нечто абсолютно новое.
«АиФ-Петербург»: - Вам повезло. Сейчас начинающим фотографам тяжело добраться до звезд. И если они приходят на концерт, им отводится какой-нибудь закуток, а время съемок бывает регламентировано.
Терри О'Нил: - Я считаю, это неправильно, потому что фотографам на концертах нужно позволять делать снимки, какие они хотят. Иначе люди, которые не ходят на концерт их никогда и не увидят.
«АиФ-Петербург»: - Просто сейчас существует огромное количество менеджеров, которые ограничивают доступ к «телу» артиста.
Терри О'Нил: - Менеджеров нужно расстреливать за это.
«АиФ-Петербург»: - Терри, вы согласовывали фотографии с тем людьми, которых снимали? Были ли претензии с их стороны, или все были довольны и счастливы?
Терри О'Нил: - Они были настолько рады, что их фотографируют, а фото попадают в газеты, что им было абсолютно все равно, как они выглядят.
«АиФ-Петербург»: - Ваше имя, наверное, открывает для вас все двери. А что вы можете посоветовать начинающим фотографам, чтобы добраться до современной звезды?
Терри О'Нил: - Нужно фотографировать больше и больше. Тогда карьера пойдет в гору. Бывают плохие дни, бывают хорошие. Нужно постоянно работать.
Идеальная работа
«АиФ-Петербург»: - На данный момент вы выбираете моделей, либо модели выбирают вас?
Терри О'Нил: - Я выбираю.
«АиФ-Петербург»: - Расскажите, как вы готовитесь к съемкам: изучаете биографию, слушаете музыку, смотрите фильм, если речь идет об актере?
Терри О'Нил: - Да, я изучаю биографию. Если я совсем ничего не знаю о человеке, я стараюсь почитать о нем, чтобы суметь поддержать разговор. Потому что, зная биографию, зная интересы, можно ухватить суть человека.
«АиФ-Петербург»: - Как происходит процесс съемок? Вы приходите в дом, говорите: «Здравствуйте, можно я тут у вас в уголочке посижу и поснимаю, а вы делайте, что хотите»
Терри О'Нил: - Самое лучшее, что они могут сделать – это не замечать меня. Это позволяет мне работать идеально.
«АиФ-Петербург»: - Как вам удается этого достичь?
Терри О'Нил: - Например, когда я фотографировал Фрэнка Синатру, я работал с ним три недели, и за это время он ни разу со мной не заговорил. Но, при этом позволил ходить с ним в любые места и фотографировать его. Это был как лист бумаги, который я снимал сотни раз, – это была идеальная работа.
Дело в Путине
«АиФ-Петербург»: - Список людей, которых вы фотографировали, поражает. Это и политики, и кинозвезды, и музыканты. С кем сложнее работать?
Терри О'Нил: - Фотографировать всегда трудно. Да, я нахожу, что тяжелее всего фотографировать политиков, потому что они все время пытаются как-то защитить себя. Это если речь идет о таких великих людей, как президент Кеннеди. Да, великих людей сложно фотографировать, фотограф должен очень постараться, чтобы ухватить его суть. Могу сказать, что и большинство актеров и актрис не любят, когда их фотографируют.
«АиФ-Петербург»: - А кого из российских политиков вы бы хотели сфотографировать?
Терри О'Нил: - Вы знаете, я бы хотел сфотографировать господина Путина – у него сильный характер и это было бы очень интересно.
«АиФ-Петербург»: - А вы что-нибудь делаете в этом направлении?
Терри О'Нил: - Это, как судьба. Если это должно случиться, это случится. Дело не во мне. Дело в Путине. Это случится, если он захочет.
«АиФ-Петербург»: - Среди ваших моделей были прекрасные актрисы – Одри Хепберн, Бриджит Бардо, Роми Шнайдер. Чувство влюбленности между вами не возникало?
Терри О'Нил: - Они мне очень нравились, но я не влюблялся. Это вообще плохо влюбляться в актрис, которые занимаются своей карьерой, они замужем за своей карьерой. Я всегда фотографировал их как актрис. Конечно, под маской звезды скрывается обыкновенный человек, который не хочет, чтобы весь мир знал об этом.
Невозможно стать звездой на телевидении
«АиФ-Петербург»: - Вы верите в судьбу. В вашей жизни присутствует спонтанность, спонтанные фотографии? Или вы придерживаетесь определенных принципов: фотографировать только звезд.
Терри О'Нил: - Прежде всего, я верю в судьбу. Мне повезло родиться в то время, когда молодому фотографу было просто стать знаменитым. Это было наилучшее время для того, чтобы родиться фотографом. Что касается фотографий, я снимал простых людей, когда работал в газете, но газеты достаточно скептически относятся к подобным фото. Поэтому я оставил прессу и стал служить для себя.
«АиФ-Петербург»: - Сейчас в России, да и на западе, звезд делают не фотографы, их формирует телевидение.
Терри О'Нил: - Я считаю, что таких звезд, которых я фотографировал, уже никогда не будет, поскольку невозможно стать звездой на телевидении. Невозможно подойти и выключить звезду, когда захочется. На звезд надо смотреть на сцене или в театре. Это единственный способ стать звездой и быть звездой. Я считаю, что сегодняшние звезды не думают за себя, не действуют за себя, они выполняют пожелания менеджеров. А, например, Фрэнку Синатре никто не говорил, что нужно делать.
«АиФ-Петербург»: - Мир меняется. Цифровая камера есть практически в каждом доме. Появились компьютерные программы, позволяющие улучшать качество фото. Всегда ли фотография должна быть правдива?
Терри О'Нил: - Я считаю, что это еще одна причина, по которой не будет новых звезд. Потому что истинные звезды не любят, когда их перерабатывают, переделывают. Они хотят быть такими, какие они есть. А обработанные фотографии всего лишь дурят мир.
Я умею молчать и наблюдать
«АиФ-Петербург»: - Вопрос от читателя: « Какие личностные качества помогли вам в работе со знаменитостями?»
Терри О'Нил: - Тот факт, что я могу молчать и наблюдать за моделью. Ничего не говорить.
«АиФ-Петербург»: - Нравятся ли Вам работы Антона Корбейна?
Терри О'Нил: - Я считаю, что он очень хороший фотограф и очень хороший режиссер. Мне часто предлагали стать режиссером, но я не соглашался, потому что эта работа не для меня. Я не готов полгода снимать картину.
«АиФ-Петербург»: - Вы человек мобильный. Часто путешествуете?
Терри О'Нил: - Да, я путешествую часто. И сейчас у меня такой период в жизни, когда я остановился. И думаю о том, что же было в моей жизни, о всех тех людях, которых я сфотографировал. Было столько интересных, известных людей, что это даже удивляет меня самого. Сейчас я занимаюсь тем, что подбираю фотографии из своего архива и создаю выставки. Когда я покину Россию, я поеду во Францию, потом в Швецию
«АиФ-Петербург»: - Для того, чтобы быть хорошим фотографом, нужно иметь интуицию и быть чуть-чуть психологом. Это правда?
Терри О'Нил: - Да, вы абсолютно правы. Психология играет очень большую роль. Нужно чувствовать, когда можно фотографировать человека, когда нельзя, когда это следует делать, когда нет.
«АиФ-Петербург»: - А чему научили вас те люди, которых вы фотографировали? И кто произвел на вас наибольшее впечатление?
Терри О'Нил: - Наибольшее впечатление на меня произвел Фрэнк Синатра. У меня создавалось впечатление, что он состоит из десяти разных людей. Это очень впечатляет. Но, фотографируя великих личностей, я также понял, что за маской любой звезды скрывается обыкновенный человек. И, несмотря на то, что я фотографировал их как звезд, я понимал, что это обыкновенные люди со своей жизнью и это очень важно и значимо.