247

Владимир Татосов: «Не люблю, когда меня развлекают»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и факты - Петербург 25/05/2011

10 мая исполнилось 85 лет старейшине актёрского цеха Петербурга - народному артисту России Владимиру Татосову. За его плечами работа с Георгием Товстоноговым и другими выдающимися театральными режиссёрами, съёмки в полусотне фильмов. Владимир Михайлович и сейчас в строю - играет в спектакле «Сбитый дождём» театра «Приют комедианта».

В «террариуме»

- "АиФ-Петербург": Владимир Михайлович, на ваш юбилей в Союзе театральных деятелей собралось много коллег. А правильно ли говорят, что настоящая дружба между актёрами невозможна?

- Ожидать искренних отношений от актёров, объединённых в стационарный коллектив, - с человеческой точки зрения - абсурд. Не зря говорится - «террариум единомышленников». Дружить лучше с актёрами в антрепризе или на съемочной площадке - отыграл-уехал. Тогда при редких встречах радостно бросаешься к человеку. Но вот с точки зрения искусства, театр - это прекрасно, потому что только при объединении рождается общий язык, творчество и - победа.

- "АиФ-Петербург": Признайтесь, вам в «террариуме» доставалось?

- Расскажу давнюю историю, чтобы никого не обидеть. На лондонских гастролях БДТ переводчица - по просьбе Товстоногова - прочла нам рецензии на спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион», в котором я играл мальчика Зурико. Я начал спектакль по-английски, хотя языка не знал, просто выучил обращение к залу. После этого каждое моё появление встречали аплодисментами, и в рецензиях много писали о Татосове. Услышав это, один народный артист вслух хамски выразился в мой адрес. Товстоногов побелел: «Что с вами?!»

- "АиФ-Петербург": Вам повезло работать с великим режиссёром, а что скажете о современных?

- Я балдею от этих пацанов и девчонок, которые везде ставят, критики выдвигают их работы на какие-то призы. А что они могут сказать в искусстве? Но это не сегодня началось. Ещё Николай Крючков рассказывал, что на «Мосфильме» к нему подошла незнакомая девчонка и пригласила сниматься. «Да кто ты такая?» - «Я - кинорежиссёр!» - «Кто тебе сказал, что ты режиссёр?» - «Я закончила ВГИК» - «Но кто тебе сказал, что ты стала режиссёром!?»

- "АиФ-Петербург": Актёры, на ваш взгляд, тоже пошли «не те»?

- Когда один за другим стали уходить легендарные мастера, мне показалось, что нет актёров, которые смогут заполнить нишу. Но есть! Это Владимир Машков - киноактёр номер один нашей страны. Когда он на экране, смотрю только на него. Кстати, увидев впервые, подумал - я ведь когда-то уже испытывал подобные душевные движения… Да, когда играл Смоктуновский! С тремя гениями мне удалось работать: с Товстоноговым, Смоктуновским, Райкиным.

«Надо уходить»

- "АиФ-Петербург": Сейчас публика «обожает звёзд», а раньше - уважала артистов?

- Уважение к артистам простиралось вплоть до криминальных кругов. Как-то у известного артиста украли кошелёк. Так во время спектакля ему передали из зала пакет, в котором оказались золотой портсигар и записка с извинениями. История произошла в Одессе. А в современном Петербурге на старейшего актёра Александринки нападают в собственном дворе средь бела дня!

- "АиФ-Петербург": А как вы относитесь к сегодняшнему театральному Петербургу?

- Да разве есть такое понятие? Был театральный Ленинград, - и мы знаем имена творцов, его прославивших, была, да и остаётся театральная Москва. А выговорить «театральный Санкт-Петербург» не получается. Для этого должен быть ряд выдающихся трупп со своим лицом. А между многими театрами нет никакой разницы. Индивидуальность замечаю только у двух коллективов - у Малого драматического Льва Додина и Молодёжного Семёна Спивака. Случаются отдельные интересные спектакли и на других сценах. Но часто, когда я сижу в театре, у меня отключается внимание, это сигнал - надо уходить.

- "АиФ-Петербург": Раньше в театр шли, чтобы получить заряд духовности, и театр видел в этом своё назначение. Сейчас театр только развлекает?

- Редко попадаю на спектакль, где меня НЕ пытаются рассмешить и развлечь. Мне это так нравится! Ноги моей не будет там, где будут развлекать. Когда пытаются рассмешить, мне не смешно. Почему Данелия в своих фильмах никого не пытался рассмешить? Но я умирал от хохота. И почти никогда не смеялся на комедиях Гайдая. Мне смешно не тогда, когда под зад пинка дают, а когда характеры, люди создают комическую ситуацию.

- "АиФ-Петербург": Вы сами мастер комических ситуаций: участник капустников, обладаете даром воспроизводить любой голос. Почему не стали пародистом?

- В наше время такой профессии не существовало. Я всегда считал этот дар «необязательным компонентом», дурачился, импровизировал. Мне смешно, что сегодня люди только этим и занимаются, им пишут тексты. А что ещё они умеют? Как в старом анекдоте: извозчик спрашивает у Шаляпина: «Ну, вы всё поёте, а делаете-то что?» Дар всерьёз пригодился, когда озвучивал роль Черкасова, чего он не смог сделать из-за болезни. Его голос знала вся страна, и никто не догадался, что говорит Татосов. Тарковский позвал озвучить Юри Ярвета в «Солярисе», а в одном фильме говорил даже за Сталина.

«Грех жаловаться»

- "АиФ-Петербург": Ваша жизнь опровергает известное изречение - «кто в мае родился, тот будет маяться»?

- Не могу сказать, что я такой уж счастливый человек, но - неоднократно им бывал. К примеру, сидя в театральном зале и видя игру некоторых актёров. Жена, бывало, шепчет: «А что ты плачешь?» - «Мне безумно нравится!»

Счастливым делали меня женщины - это самое прекрасное, что создала природа. Радовали партнёры по сцене.

И я всегда любил выходить один на один с залом в эстрадных представлениях, и - без грима, костюма и декораций - взять этот зал!

Могу повторить вслед за Александром Володиным: грех жаловаться и быть несчастливым.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5


Самое интересное в регионах