Исполнилось 255 лет со дня учреждения профессионального театра в нашей стране. Императрица Елизавета подписала указ о «Русском для представления трагедий и комедий театре» 30 августа 1756 года. От этой даты и ведёт родословную прославленная Александринка.
О новом, 256-м сезоне и о том, как сегодня живётся труппе, рассказал художественный руководитель Валерий Фокин.
Не видели с XIX века
- По традиции театр открывает сезон международным фестивалем «Александринский». 15 сентября стартуют мастер-классы нашего давнего друга, греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса, которые очень востребованы молодыми артистами и студентами. 21 сентября будет показана новая работа Дианы Вишнёвой и канадской труппы под руководством Эдуарда Лока. Затем на сцене выступит один из старейших театров Европы - венский «Бургтеатр» с постановкой «Войны и мира». В последний раз труппа гастролировала в Александринке в конце XIX века! Ну а наша собственная премьера состоится 8 октября - пьесу Ибсена «Гедда Габлер», которая в Александринке ещё никогда не шла, ставит Кама Гинкас. В октябре фестиваль продолжится балетом труппы Анджелена Прельжокажа «Белоснежка».
В середине октября ждём «Мастерскую театра Фоменко» с последними премьерами. А мы в это время уедем на гастроли в Варшаву и Вену с «Гамлетом».
Сам я собираюсь ставить «Игрока» Достоевского. К этому же автору и его «Сну смешного человека» обратилась режиссёр Ирина Керученко. А в конце сезона надеемся увидеть постановку «Анатэмы» Леонида Андреева знаменитого польского режиссёра Кристиана Люпы.
Против искусства?
В этом сезоне все российские театры должны жить в новом режиме, руководствуясь 83-м федеральным законом. Ряд его позиций направлен против сути театрального искусства.
К примеру, вводятся показатели, определяющие «хороший или плохой» это театр количеством сыгранных спектаклей. Мы же на протяжении восьми лет, которыми я руковожу труппой, сосредоточились на художественных задачах. Ещё один показатель - количество зрителей: чем больше, тем лучше, хотя это тоже бред. Какие зрители? На что они ходят? Шедевр может быть и на сто человек.
Среди спектаклей, на которые будут давать деньги, 20% - экспериментальные.
А по-моему, каждый спектакль должен быть экспериментальным…
Всё направлено на то, чтобы с помощью показателей определить, сколько денег давать театру. Чиновники не понимают сути искусства, приравнивают нас к услугам.
Только в результате почти четырёхмесячной борьбы удалось отстоять вариативность в управлении театром. По мысли же чиновников, должен быть один руководитель с персональной ответственностью. Главный режиссёр будет персонально отвечать за туалетную бумагу?
Надо зарабатывать
У нас была возможность репетировать премьеру утром и вечером, в эти дни мы не играли спектакли. Замечательная творческая жизнь закончилась, теперь надо зарабатывать деньги. А на репетицию останется только пара часов, потому что надо ставить декорации к вечернему спектаклю.
Актёрам придётся больше играть, поэтому нужно делать вторые составы, вводы. Но не все спектакли возможны в двух составах, к примеру - «Гамлет». Видимо, будем набирать новых артистов, тем более что в 2013 году откроется наша Вторая сцена на Фонтанке, нужно готовить репертуар. У нас сейчас оптимальная труппа - 60 человек, в Малом театре - 130, в МХТ - зашкаливает.
Чтобы привлечь публику, можно, конечно, ставить комедии, мюзиклы, но это должно быть рождено творческим импульсом, а не заботой о кассе. Вот детский спектакль на будущее планируем.