Особенность в том, что вместе с инвалидами выступают здоровые дети, а также - звёзды классической музыки. Притом на лучших площадках. Всё это делает фестиваль уникальным, единственным в мире.
«Жгучая эстрада» отступила
- Фестиваль стал продолжением серии концертов, которые проходят с 1992 года, - рассказывает художественный руководитель Валерия Соколова. - Ребята-инвалиды сами натолкнули меня на идею: когда в больницах им давали концерты, стали спрашивать, а можно мы тоже споём, сыграем? Первый фестиваль охватил более 400 детей-инвалидов из 42 регионов России. Четвёртый - уже 61 регион и почти 500 участников. Главная моя задача - найти таланты в самых дальних уголках страны.
- "АиФ-Петербург": Как же вы их находите?
- С самого начала обратилась к губернаторам с предложением организовать и передать мне аудио-, видеозаписи, фотографии художественных работ.
В первый год было 1200 записей, а в этом уже более двух тысяч. И уровень вырос. Побывав на фестивале или получив отказ от участия, на местах начали задумываться, в чём дело.
И присылать программы другого жанра и уровня. Если на первый фестиваль практически 80% присланных работ составляла «жгучая эстрада», то в этом до 90% - классика.
- "АиФ-Петербург": Как же детям из глубинки удаётся дорасти до того уровня, чтобы играть в Большом зале Петербургской филармонии с Заслуженным оркестром?
- В России профессиональных образовательных учреждений для ребят-инвалидов три: в Армавире, Курске и специализированный институт в Москве. На местах дети учатся в реабилитационных центрах, есть кружки, секции, с ними занимаются.
В Петербурге существует школа для слепых детей на проспекте Шаумяна, а при ней - музыкальная школа «Охтинский центр». Стали брать ребят и в обычные музыкальные школы, что в советское время не практиковалось.
В наших Кикиных палатах в музыкальной школе-лицее учится замечательная одиннадцатилетняя Лиза Захарова, слепая скрипачка. Правда, приняли её туда не без проблем, хотя она уже играла с Заслуженным коллективом концерт Вивальди.
Звёздные классы
- "АиФ-Петербург": Что даёт ребятам участие в петербургском фестивале?
- Каждый год к нам приезжают коллективы из детских домов. Были 22 сироты из села Чумаково, в двухстах километрах от Новосибирска, или омский духовой оркестр детей-сирот, 13 девочек из детского дома в Ивановской области, которые шьют замечательную одежду изо льна… Не будь фестиваля, эти дети сами никогда не смогли бы приехать в Петербург. Мастер-классы с ними проводят профессионалы высочайшего уровня, к примеру, Ирина Богачёва, Сергей Стадлер. Фестиваль мы открывали выставкой работ в Союзе художников (на фото). Наши колясочники были абсолютно счастливы!
Важно, что участники фестиваля общаются со своими здоровыми сверстниками. Я собрала баянистов в училище им. Римского-Корсакова: сначала студенты выступили, потом - наши слепые дети. И они тут же пошли заниматься вместе. Здоровые общались со слепыми совершенно адекватно, а вот у взрослых сердце сжимается. Как привыкнуть к тому, что слепой ребёнок просит: «Тётя, дай я тебя потрогаю»?
Но режиссёр фестиваля Марина Сень ставит всё на серьёзные профессиональные рельсы, без всяких скидок. Нет ни одного концерта, за который было хоть немного неудобно. А ведь мы предоставляем участникам лучшие площадки - Большой зал Филармонии, БКЗ, Дом архитекторов, композиторов, учёных, Шереметевский и Аничков дворцы.
Мы - равноценны
- "АиФ-Петербург": Вы задумываетесь о том, что ждёт ваших участников дальше?
- А дальше может быть профессиональное образование. В этом году Вася Белявин, незрячий гобоист, блестяще сдал экзамены в Консерваторию. Преподаватель сказал: «Что же мы с ним будем делать? Он играет программу, с которой заканчивают аспирантуру». В прошлом году мы прослушивали слепую вокалистку Светлану Лысенко у Валерия Гергиева. Маэстро дал согласие на исполнение ею партии Иоланты в опере Чайковского. Героиня, как известно, тоже слепая.
Наших ребят ждёт то же самое, что и здоровых. Правда, в большом оркестре играть им, конечно, не придётся, но существуют камерные ансамбли, в которых вполне могут справиться.
…Все разговоры о том, что «мы - инвалиды», я заканчиваю в первый день фестиваля. Стараемся сформировать их мировоззрение не как больных людей, которым мы помогаем, а как равноценных и равнозначных.
- "АиФ-Петербург": Где же вы находите средства на такое грандиозное мероприятие?
- Город помогает, спонсоры. Кто чем может! Вот звонят: «Можем дать автобус только на три часа». - «Спасибо!» Потом найдутся другие. 32 молодых человека из компании, занимающейся логистикой, работают у нас волонтёрами. Они встречают и провожают участников, в этом году было больше девяноста встреч-проводов.
- "АиФ-Петербург": Уже готовите следующий фестиваль?
- Подготовка идёт, открытие будет 16 июня следующего года. Мне предложили целиком провести следующий фестиваль в Турции. И привезут бесплатно, и гостиницу устроят. Но мне хочется, чтобы «Шаг навстречу!» оставался в Петербурге.
А до конца года предлагают выступить с концертами в Вене, Страсбурге, Париже. Оркестр - французский, дирижёр - японский, а солисты - наши, фестивальные. 21 сентября в Дюссельдорфе наш фестиваль будет представлять город и Россию на международной выставке товаров для инвалидов. Недавно такая же выставка была в Москве, и там фестиваль участвовал как единственный в своём роде.