Примерное время чтения: 9 минут
248

Анвар Либабов: «От медийности мера таланта не возрастает»

О своей работе в кино над образом известный клоун рассказал читателям SPB.AIF.RU.

В копилку пошло все

Анвар Либабов: - Для меня это, скорее, не сериал, а многосерийный художественный фильм. Можно называть его по разному: проектом, художественной продукцией, сериалом, но мне нравится старое доброе определение «многосерийный художественно-телевизионный фильм», где каждая серия – это отдельное законченное кино. Я снимаюсь в нем уже четыре с лишним года. Поначалу было тревожно, сейчас уже спокойно.

SPB.AIF.RU: - Как вы попали на этот проект и понимали ли вы сразу, кого будете играть?

Анвар Либабов: - Приглашение поступило от компании Триикс медиа. Кастинга не было, поскольку продюсеры уже видели мои спектакли и в театре «Лицедеи». Сыграло многое: и обстоятельства, и дружба, и странность характера моего героя профессора Грошева. Я думал три дня, и, конечно, был страх перед неизведанным. Я понимал, что участие в этом фильме – это выход на большого зрителя и боялся, что произойдет актерская девальвация, что меня станет слишком много и пострадает актерское качество. От медийности мера таланта не возрастает.

Меня хорошо приняли в коллективе, хотя была тревога, что мне будет трудно в устоявшемся бренде с героями, которых уже все знают. Но все произошло легко, дедовщины не было. Были и советы, и подхваты, и импровизации.

SPB.AIF.RU: - А что свое вы внесли в эту роль? Изменился ли характер героя от прописанного в сценарии до того, который существует сейчас на экране?

Анвар Либабов: - Природа наградила меня некой оригинальной внешностью, и с моим героем у нас существует некое портретное сходство: по ощущению, по отношению к жизни, по мировосприятию.

Антон Грошев - интеллектуал, некий мозговой компьютерный центр. Он человек старой советской научной школы, некий собирательный образ инженерного работника, научного сотрудника, помноженный на собирательный образ литературных героев - странноватых чудаков, таких как Паганель из «Пятнадцатилетнего капитан». Я внес в эту роль внешность и свою природу, наработанную годами эксцентрикой в театре «Лицедеи». К тому же, мне легко было работать с терминологией – лексикой, которой пользуется Грошев. У меня есть техническая база - биологическое образование. И я использую в игре наукообразные тексты.

В основе театра «Лицедеи» часто лежит импровизация плюс пластика. Язык тела дает дополнение к воплощению образа на экране. И хотя я не увлекаюсь восточными единоборствами и медитациями, мне близка культура востока. Я занимаюсь дыхательной гимнастикой, а в занятиях с моими студентами присутствуют элементы йоги. В копилку пошло все.

SPB.AIF.RU: - Ваш герой ведет здоровый образ жизни…

Анвар Либабов: - Да. И, наверное, играя эту роль, я выполняю некую социальную миссию. Мой герой в кадре не курит, не пьет, и пьянеет от малого количества алкоголя.

Я, с божьей помощью, не пью восьмой год и уже очень мало курю. Также совсем недавно я еще бегал до пяти километров в день по парку с собакой. Я работаю над собой, над дефектами своего характера

Главная задача - актерская

SPB.AIF.RU: - Вы говорили, что испытали три дня страха прежде, чем согласиться сыграть эту роль. Часто ли испытывали страх, принимая какие-либо важные решения в вашей жизни?

Анвар Либабов: - После окончания института у меня была хорошая работа, карьера. Я трудился в совхозе «Ручьи», занимался научной работой, изучал передовые методики лечения домашних животных на родильном отделении, ездил в библиотеки, выписывал специальную литературу, анализировал. Мне нравилось. Когда я уходил в театр «Лицедеи», в моей карьере все было хорошо. Совхоз еще не развалился: у нас были одни из лучших по стране надои, к нам приезжали делегации, а сотрудники ходили в белых халатах. Это был серьезный выбор между действительно реальной работой и театром. Театр тогда был для меня хобби. Я приезжал на репетиции и посвящал этому все свободное время. И мне предстояло оставить надежную работу с карьерой, хорошую зарплату и перейти в клоуны. Для моих родственников это означало уход в бродячий цирк. Я человек мнительный по природе. Но для русского народа характерно сначала долго сомневаться, а потом совершать какие-то безумные поступки.

Что касается съемок в сериале, меня беспокоило насколько мой образ артиста театра «Лицедеи» будет вписан в кино. Как меня будут воспринимать зрители. Но актерская школа лицедейства помогла мне выявить в себе наилучшие качества. Театр «Лицедеи» – это базис, лаборатория, он дает большой опыт при работе в кино.

SPB.AIF.RU: - Анвар, в сериале «Литейный» ваш герой - тихий, мирный, немного чудаковатый человек. Хотелось ли вам когда-нибудь, чтобы ваш Грошев стал супергероем хотя бы на 15 минут?

Анвар Либабов: - В моей жизни были такие ситуации, когда приходилось принимать экстремальные решения и вести в сложных условиях за собой коллектив. В кино Грошеву приходилось брать пистолет и показывать джиу-джитсу, разгоняя преступников. Но, например, в мувиках (мувиками называют полноценные двухсерийные кинофильмы – прим. ред.) Грошев впервые надел строгий костюм, не эксцентрические очки, и вдруг, в нем проявилась некая элегантная внешность, легкость, прыткость.

SPB.AIF.RU: - Вам понравился этот образ?

Анвар Либабов: - Я знал, что такие костюмы мне идут, ведь в жизни часто занимаюсь моделированием неких фриковых и нефриковых персонажей. У меня есть коллекция очков, коллекция костюмов, головных уборов. Сегодня – один образ, завтра другой. Я сам себе создаю стили. И сначала у Грошева был такой спортивный, но не брутальный образ. А во втором сезоне получился слабый закос под Джеймса Бонда. Но геройства все равно нет. Я наоборот, просил, чтобы Грошев был лабораторным, кулуарным, затворником со своей внутренней жизнью, который сидит у себя в лаборатории, и у него кипит в мозгу.

SPB.AIF.RU: - Грошев – программист. А вы знакомы с компьютерными гениями?

Анвар Либабов: - При работе над ролью я консультировался с программистами. Но я из другого поколения, поколение молодых все это делает на «раз-два». В свое время мы спокойно могли общаться с телевизором и с радио, а наши родители могли только пластинку поставить. Я простой пользователь социальных сетей и не более. Конечно, я консультируюсь, чтобы не быть «чайником». Но главная моя задача – актерская. Я должен суметь сыграть компьютерного гения.

Эффект отдачи

SPB.AIF.RU: - Кино отнимает много времени. Не разрываетесь ли вы на части?

Анвар Либабов: - Еще Вячеслав Полунин говорил, что, чем больше проектов, тем больше результативность. Появляется эффект отдачи. Делай десять проектов, даже если два получится, зато они будут качественными. Лучший отдых для меня – безделье, но не больше одного-двух дней. Потом скучно становится. Если много спектаклей и съемок, появляется плотность результативности.

SPB.AIF.RU: - Анвар, расскажите о вашем рядовом дне.

Анвар Либабов: - Утром - подъем, потом взгляд в окно. У меня окна спальни выходят на залив. Потом идет дыхательная гимнастика, упражнения, голосовые упражнения. Потом я иду на кухню, снова смотрю в окно – теперь уже на помойку. Сначала поэзия – залив, небо, потом жизнь - реалии. Мой завтрак – овсяная каша на молоке с сухофруктами и орехами, вареное яйцо, мед, стакан кефира. На этой энергетической батарейке, на подзарядке начинается мой день. Потом идет подборка костюма.

Мне нравится подбирать свои образы и костюмы. Я люблю бывать на развалах у станции Удельной, обожаю барахолки, утиль, сырье, секонд-хенды. Все в дом тащу.

SPB.AIF.RU: - А жена не возражает?

Анвар Либабов: - Нет. Она модница в хорошем смысле слова. Потом начинаются съемки, потом театр – репетиции, спектакль на Большой сцене. Мы выходим к зрителю кланяться и постепенно перемещаемся на сцену Малую. Заканчивается все в 10-11 часов, потом обед-ужин. Я всеядный, этим я отличаюсь от профессора Грошева. Куда брюхо, туда и ноги. А ноги ведут к общепиту, к нашем лицедейскому кафе. Дома я оказываюсь часов в двенадцать, и часа два я посвящаю социальным сетям – смотрю ролики на ютубе, ищу информацию.

SPB.AIF.RU: - Очень часто в последнее время знаменитыми становятся люди, набравшие много заходов на ютубе. Вам не приходилось находить самородков в интернете?

Анвар Либабов: - Нет. Обычно это однодневки. Я особо не ищу в Интернете артистов. Я смотрю архивные записи, либо все, что связано с фестивалями, с московской, петербургской, провинциальной и зарубежной театральной жизнью.

SPB.AIF.RU: - Что с вашей точки зрения является прогрессивным театром? Что прогрессивного происходит в клоунаде?

Анвар Либабов: - Все меняется. Пластическая драма, популярная в 80-е годы перешла в клоунаду, также как ВИА перешел в рок-культуру, а рок-культура в электронную музыку.

Последние тенденции – это визуальный театр, слияние эксцентрики и поэзии, примером чему может послужить Snow-Show Славы Полунина. Сейчас чисто пластического жанра уже мало, хотя, именно он лежит в основе. Язык тела, мимики, жестов остается. Но теперь появилась и живая музыка на сцене, возникла плотность ритма, не умозрительность, а динамичность.

SPB.AIF.RU: -А кто пишет сценарии к спектаклям? Бывает, что вы берете какое-нибудь готовое произведение и переносите его в такую форму подачи

Анвар Либабов: - Обычно сценарии мы пишем сами. Но недавно студенты курса театра «Лицедеи» сделали спектакль по Шекспиру. А так - мы сами себе авторы и режиссеры. С 3 по 18 декабря мы проводим фестиваль Лицедей-Open, на который съедутся артисты из разных стран. Откроют фестиваль Маски-шоу. Они привезут спектакль «Ромео и Джульетта», сделанный в жанре клоунады. Будет и театр Фламенко, и другие авторские театры. Ожидается премьера спектакля «Доктор Пирогов» с Леонидом Лейкиным.

Фестиваль откроет дорогу новым идеям. Ведь наша задача состоит в том, что создать образ метафизический, не просто образ, а образ спектакля. Наша задача - творить себя

Видео интервью можно посмотреть здесь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах