Главная легенда нашего города - Нева. Ей посвящены стихи, поэмы и песни, а у каждого горожанина с ней связаны свои воспоминания. Школьные «Алые паруса», любовные свидания, пляж на Петропавловке, развод мостов… Но всё ли мы знаем о такой привычной Неве?
Не совсем река
Нева - вовсе не река в классическом смысле. Она начинается не с ручейка, а мощно истекает из Ладоги в Финский залив. Так что Нева - это 74-километровая протока. Ей четыре тысячи лет, и - по данным учёных - «последние 2,5 тыс. лет рельеф почти не менялся».
А вот жизнь по берегам - ещё как. Особенно с 1703 года, когда возник Петербург. За счёт Невы расширяли берега. У Летнего сада - на 50 метров, у Зимнего дворца - на 90, на Стрелке Васильевского острова - на 120, а в районе Пироговской набережной - до 200 метров.
К началу ХХ века в дельте Невы было 48 рек и каналов, образующих 101 остров. Многие водоёмы со временем теряли значение, их засыпали. И в ХХ веке островов осталось всего 42. Поэтому и количество мостов то увеличивалось, то уменьшалось. Сейчас в городе и пригородах их около 800. Самый первый, Иоанновский, идёт от Петропавловской крепости на Петроградскую сторону. Самый длинный - Вантовый через Неву - около трёх километров. Самый широкий - Синий на Мойке - почти 100 метров.
Мало кто знает, что на Неве есть остров, который называется по-булгаковски - «Главрыба». Расположен он выше Отрадного, а название получил по открытому здесь в 1922 году рыбному заводу.
Шут знает!
При Петре Первом в городе была особая церемония при замерзании Невы. После ледостава об открытии санного пути барабанным боем возвещал один из придворных шутов. Он же был обязан первым перейти реку в каком-нибудь «странном наряде». Шута сопровождали несколько человек: один нёс холщовое знамя, а другие были с лопатами, досками, верёвками и крючками на случай «провала».
В конце XIX - начале ХХ веков по льду ездили не только в санях и каретах, был проложен даже трамвайный путь.
О вскрытии главной водной артерии Петербурга с петровских времён возвещали три выстрела пушки Петропавловской крепости. Первым переезжал Неву в лодке сам царь. Потом - в приказном порядке - начиналось массовое катание. С середины XVIII века церемония изменилась. Хоть пушечные выстрелы и раздавались, императоры не спешили на водный простор. От Петропавловской крепости отправлялся её комендант. Прибыв в Зимний дворец, он преподносил императору (или императрице) хрустальную чашу с невской водой. Традиция продолжалась до начала ХХ века.
«Наследие царизма»
Более чем 300-летняя история города насчитывает и более 300 наводнений. Первое было уже в августе 1703 года. А о стихии, разыгравшейся в 1706 году, Пётр рассказал в письме к Меншикову: «Ветром вест-зюйд-вест такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм (более полуметра. - Е. П.), а по городу свободно ездили на лодках».
Наводнение 1777 года разрушило фонтаны Летнего сада, некоторые из которых будут воссозданы только в 2012-м.
Самых катастрофических наводнений было два, с разницей в сто лет. В ноябре 1824 года вода поднялась более чем на четыре метра. По разным данным, погибло от 400 до четырёх тысяч человек. В сентябре 1924 года ординар был превышен на 369 см, разрушены сотни домов, только по официальной версии погибло более 200 человек.
В катастрофе большевики обвинили… царизм. Газеты писали: «Наводнение - наследие царской власти». Кстати, «прикинуть», удалось бы спастись самому, можно у памятных досок, на которых отмечен уровень подъёма воды. Больше всего таких досок - в арке Невских ворот Петропавловской крепости. Здесь видно, насколько поднималась вода в разные годы. А на свае Иоанновского моста пристроился маленький памятник - зайчик. С ним связана легенда - будто бы ушастый запрыгнул в сапог Петра и - спасся от наводнения.
Проекты защиты города от наводнений предлагали ещё первые архитекторы Трезини и Леблон. Они хотели подсыпать трёхметровый слой грунта на Васильевском острове. После катастрофы 1824 года объявили международный конкурс на строительство дамбы. Проектов было множество. Но только в 1979 году строительство стартовало, чтобы закончиться через 32 года - в 2011-м. Теперь строчка из песни «Город над вольной Невой» воспринимается как устаревшая. «Волю» реки укротили.