275

Владимир Фейертаг: «Рок страшнее джаза»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. Аргументы и факты - Петербург 11/01/2012
Фото предоставлено Филармонией джазовой музыки

Владимиру Фейертагу, одному из самых авторитетных в нашей стране знатоков и историков джаза, исполнилось 80 лет.

Запад - не поможет!

- "АиФ-Петербург": Владимир Борисович, существование джаза в нашей стране всегда было трудным. А в перестройку многие джазовые музыканты уехали на Запад. Зачем вам джаз?

- Мир делится на оптимистов и пессимистов. Я отношусь к оптимистам. Всегда считал, что если система в чём-то не права, значит, надо её обойти. Кроме того, были лояльные чиновники, были города, которые «забавлялись» джазом. В Питере всегда работали джазовые оркестры, к примеру, биг-бэнд Иосифа Вайнштейна. Но никогда джаза раньше не было в Киеве. То есть всё решалось на уровне местного начальства. Специальных постановлений ЦК партии по поводу джаза не существовало. Но джаз попал под критический огонь, когда боролись с буржуазной культурой, с 1946-го по 1953-й.

Тем не менее танцевать подо что-то надо! Пластинки оркестра Цфасмана или Скоморовского были в каждом доме. Дом без патефона в то время, это как сегодня - без телевизора.

Мне кажется, что только в 70-е годы наверху поняли, что главная опасность исходит не от джаза, а от рока и бардов. С их-то текстами! И в самые застойные годы джаз получил государственное признание.

В музыкальных училищах ввели даже эстрадно-джазовое образование. Начались государственные фестивали, и от публики отбоя не было.

А за границу уезжали люди, которые не вписались в рыночную экономику. Многие думали, что «Запад нам поможет», а оказалось - там полно своих музыкантов. Вот Игорь Бутман уехал, а через десять лет вернулся. В Америке дальше Нью-Йорка его мало кто знал, а тут - простор. Бутман нашёл государственную поддержку, спонсоров, сейчас открывает в Москве джазовый центр.

Слушать… тишину

- "АиФ-Петербург": Почему именно вам выпало стать первым лектором в стране, которому позволили рассказывать о джазе?

- Ещё в 1960 году по просьбе издательства «Музыка» вместе с барабанщиком нашего оркестра Валерием Мысовским написал брошюру «Джаз». Это была первая книжка об этой музыке на русском языке. Меня стали приглашать в жюри фестивалей, просили рассказать о джазе. В конце концов я стал лектором-музыковедом «Ленконцерта». Нужны были коллективы, которые могли бы мои рассказы иллюстрировать. Поэтому я способствовал приходу на эстраду многих ансамблей, помогал им получить признание.

Бесчисленные концерты и фестивали вёл во всех уголках страны. Это было просветительство: ведь у людей недоставало информации, и они жадно к ней тянулись.

- "АиФ-Петербург": Сейчас надобность в «ведущем» отпала?

- До сих пор веду джазовый абонемент в Москве, в зале им. Чайковского. Приглашают и на фестивали. Но сегодня просветительство исчезло, потому что есть Интернет. Теперь я, скорее, диспетчер: пока что-то меняется на сцене, я даю информацию публике, чтобы не скучала.

- "АиФ-Петербург": Всю информацию о российском джазе вы собрали в первой в нашей стране энциклопедии «Джаз в России». Будет ли продолжение?

- Появляются новые исполнители, коллективы, так что многие музыканты об этом просят. Но я пока не готов…

- "АиФ-Петербург": Вы связаны с джазом более полувека. А дома какую музыку слушаете?

- Я предпочитаю тишину и чтение книг. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах