«За ошибки родителей отвечают дети»
SPB.AIF.RU: - Театр «На Литейном» 40 лет назад уже предпринимал попытки поставить спектакль по пьесе Горького «Последние». Расскажите, откуда появилось желание вновь обратиться к этой пьесе? Чем будет примечательна постановка?
Александр Кузин: – Всё началось с того, что театр захотел, чтобы я как режиссер поставил спектакль. Задача и моя и театра заключалась в том, чтобы он был поставлен на очень известную актрису, у которой некоторое время не было театральных работ - это Татьяна Ткач. Вообще были разные предложения, но вышло так, что Александр Гетман, художественный руководитель театра, предложил обратить внимание на пьесу Горького «Последние». Он сказал, что это очень интересная работа для Ткач. Прочитали пьесу, она очень понравилась, тем более у театра «На Литейном» была известная история с этой пьесой. Несколько десятков лет назад его выпустили и очень быстро сняли. Было слишком много политических аллюзий и спектакль достаточно быстро закрыли. На самом деле пьеса замечательная. Я считаю, что это одна из самых трагических пьес Горького вообще. Особенно если учесть, что у Алексея Максимовича всё творчество состоялось до 1917 года, а после этого были только статьи и эссе. Наверное, в этой пьесе в своё время читались какие-то политические аллюзии, потому что дело происходит в семье, но на неком политическом, предреволюционном фоне. Когда мы брали эту пьесу, революционная тема была не очень важна для нас. Важнее оказалась история семьи, её разрушения. История ошибок родителей, за которые расплачиваются дети. Так бывает, что мы живем, не обращая внимания на обстоятельства и события в нашей жизни. Совершаем ошибки, а потом обязательно за них расплачиваемся. Это закон. Алексей Максимович смоделировал такую трагическую ситуацию, где видны все. В этой пьесе нет главных ролей. Все роли в ней настолько значимы и интересны, что определить что важно, а что нет - нельзя. Естественно в центр поставлены мать и отец, которых играют Татьяна Ткач и Александр Рязанцев. В пьесе не случайно есть мать Софья и три её дочери - Вера, Надежда, Любовь. В результате Надежда - продажна, можно сказать - проститутка. Любовь - горбата, а Вера - унижена, оскорблена и изнасилована. Пётр, я так понимаю, не жилец на этом свете, потому что у него очень больное сердце. Вот такая трагическая история семьи. Я не на секунду не засомневался, и не пожалел о том, что мы этой пьесой занялись.
SPB.AIF.RU: - Скажите, как вам кажется, сегодня обществе есть кризис семьи? Можно ли это прочувствовать через спектакль?
Александр Кузин: – Кризис семьи есть всегда. Это вечная тема. По-моему, нет ни одной семьи, которая бы прожила в благополучии и любви - все проходят через кризис. Мне кажется, что та политическая ситуация, которая у нас сейчас сложилась, невольно проникает в наш спектакль. Есть предлагаемые обстоятельства этой пьесы, написанные сто лет назад. И, вдруг, перемена милиции в полицию, а у нас в спектакле идет разговор про продажных полицейских, про взятки, про то, как всё коррумпировано. Всё равно эти темы сегодня витают в воздухе. Люди, которые смотрели наши репетиции, говорили что это «современная пьеса», хотя она была написана более ста лет назад.
SPB.AIF.RU: - У Горького есть разрешение этой ситуации, универсальное лекарство, вакцина?
Александр Кузин: – У Горького нет - у него смерть. Поэтому пьеса и называется «Последние». Мы также не даем никаких оптимистических советов по этому поводу. Я не верю в то, что это может быть изменено. Слишком серьезные были ошибки в молодости у родителей. В их жизни было много неправд, вранья и грехов. Сегодня за это надо отвечать, а отвечают дети – вот что страшно. Каждая семья, когда в ней рождается ребенок, рассчитывает, что у него должна быть лучшая жизнь. Каждый хочет своим детям счастливой судьбы, а здесь получается наоборот.
SPB.AIF.RU: - Как вам кажется, с каким чувством выходит зритель после этого спектакля? Есть ли какая-то определенная морально-нравственная нагрузка?
Анна Арефьева: – Мне кажется, у каждого, кто посмотрит постановку, будет что-то своё. Что-то измениться, о чем-то подумается. У каждого своя ситуация в семье. У нас спектакль играет два состава, и когда я смотрю прогон со стороны - вспоминаю моменты из своей жизни.
Александр Кузин: – На самом деле никто не любит, когда их кто-то учит. Самое интересное – это впечатление от искусства. Тот параллельный ряд мыслей, которые возникают в тот момент, когда мы смотрим на эту историю, даже когда она нас не касается. Пройдет какое-то время и может быть забудется сюжет, но навсегда останется ощущение от этого спектакля. Если всё получится. Тем более, что мы предлагаем сегодня ход настоящей подлинной жизни без ложной театральности.
«Театр не должен давать ответы – он ставит вопросы»
SPB.AIF.RU: - Вот эта ситуация разобщенности, которую описывает Горький, получается, в ней нет ответа? Так и будет, от поколения к поколению, повторяться одно и то же?
Александр Кузин: – Совсем не обязательно, ведь у каждого человека своя жизнь - он её проживает сам. Я не думаю, что театр должен давать какие-то ответы. Мне кажется, театр ставит вопросы.
SPB.AIF.RU: - Можно ли с помощью государства повлиять на семейные отношения, на укрепление семьи?
Игорь Сергеев: - Я не знаю, что сейчас государство делает для семьи, поэтому навряд ли смогу что-то ответить.
Ася Ширшина: - Я думаю, государство никак не может повлиять на семью. В своей семье каждый должен разобраться сам.
Александр Кузин: – Лично мне кажется, государство может повлиять на семью. Это должна быть системная и продолжительная работа, а не наскок от случая к случаю. Мы всё время бегаем и ищем эту русскую идею – семья она и есть. На что ещё мы можем сцементировать нацию? Очень жалко, что об этом никто не говорит. Сегодня стала церковь об этом говорить, но это она сегодня говорит, со своей определенной позиции. Слишком тяжелая история в нашей стране: такое количество воин, смертей, несправедливости, разорванных связей. Всё это очень сложно соединять, и иногда соединяется всё как-то формально. Меня больше всего возмущает формальность.
SPB.AIF.RU: - Вы смотрели фильм «Елена»? Как можете его оценить? Близок он по духу вашему спектаклю?
Анна Арефьева: - Да, я смотрела. Меня поразил этот фильм. Мы обсуждали с коллегой, и он сказал, что это очень похоже на Достоевского - сколько чертей из человека вылезает. С одной стороны я понимаю главную героиню, с другой - не могу понять. Это очень сильный фильм и актерские работы великолепные. В нашей работе тоже есть что-то такое, какая-то нота.
Игорь Сергеев: - Мне там понравилось, что в принципе ничего такого не происходит. Откровенно ярких эмоций нет. Но при этом всё это очень узнаваемо.
«Когда болит душа, об этом нельзя кричать на стадионе»
SPB.AIF.RU: - Расскажите о музыкальном ряде, о декорациях?
Александр Кузин: – Как таковой музыки у нас нет. Она звучит только в конце. С питерским композитором Сергеем Сушко, который написал музыку к этому спектаклю, специально придумали такую механическую шкатулку, которая бывает практически в каждом доме. Когда её открываешь – звучит незамысловатая музыка, которая с одной стороны - и время, и семья, ведь у одинокого человека вряд ли была бы такая шкатулка. В финале музыка будет звучать как итог. Мне кажется, композитор написал очень хорошую музыку.
Анна Арефьева: - А декорации у нас просто замечательные. Это мечта для актера. Они выглядят настолько подлинными, что вчера приходили коллеги, и, увидев пространство, сразу говорили: «Я хочу выйти в пробу!».
Александр Кузин: – Сегодня зритель подустал от агрессивного театра. От резких решений, от музыкальных всхрипов, пространных декораций, от дыма и эффектов. Мне кажется, наступило такое время, когда нужно перестать развлекать. Развлечение - это прерогатива шоу. Современный театр всё больше и больше уходит в скит, в малое пространство. Когда болит сердце и душа, об этом на стадионе кричать нельзя. Об этом можно сказать шепотом и лучше, чтобы никто не прыгал в цветных рубашках, чтобы ничего не мигало, и дым не шел.
SPB.AIF.RU: - Кого ожидаете увидеть среди зрителей? Есть ли посыл к определенной аудитории?
Ася Ширшина: - Ожидаем семьи.
Александр Кузин: – Я ожидаю интересующихся. Наверняка найдутся те, кому это не интересно. Мне очень любопытно кто придет. Я понимаю, что первые спектакли – не показатель. Интересно, что будет потом, кто будет ходить на этот спектакль. Очень боюсь школьных походов. Как только школы узнают, что Горький - сразу поведут детей посмотреть. Вот эти культпоходы могут разрушить любой театр. При таком зале играть трудно, потому что они в основном занимаются собой. Школьникам же развлечься надо. Им хочется, чтобы ими занимались и развлекали. Я не знаю, как они отнесутся к этой истории.
SPB.AIF.RU: - Насколько площадка театра «На Литейном» комфортна для вас?
Александр Кузин: - Площадка хорошая, на ней были замечательные спектакли, у неё есть своя история. Замечательная сцена, она небольшая, камерная. Ещё мы сужаем зал. Убираем задние ряды, и получается 150 мест. Нам бы хотелось, чтобы это всё было очень близко, чтобы мы видели глаза и тонкие реакции. Лучше пусть будет полный маленький зал, чем пустые места в зале.
SPB.AIF.RU: - Влияет ли наполняемость зала на оценку своего творчества?
Ася Ширшина: - На оценку творчества не влияет, это влияет на первоначальный настрой. Бывает, что сидит полный зал, и нет никакого отклика от зрителя. А есть такое, что пришло 20 человек и реагируют на всё. Многое зависит от того удалось ли донести сегодня эту историю или нет – это оценка себе после спектакля.
SPB.AIF.RU: - В дальнейшем у вас будут совместные проекты?
Александр Кузин: – Нужно выпустить этот спектакль и посмотреть. Мы, конечно, разговариваем, но жизнь сложная штука, поэтому мне сейчас сложно сказать. У меня есть какие-то обязательства - мои планы складываются задолго до того, как они возникают. Надеюсь, что всё будет в порядке, главное чтобы мы были живы и здоровы. Я верю, что для молодых артистов опыт этой пьесы будет очень полезен, как творчески, так и в плане карьеры.