Примерное время чтения: 7 минут
85

Племя незнакомое

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты - Петербург 22/02/2012

«Мне нравится молодое поколение, я ему завидую», - признаётся известный режиссёр Адольф Шапиро, руководитель художественных проектов ТЮЗа имени А. Брянцева. 23 февраля Театру юных зрителей, первому в России и одному из старейших детских театров в мире, исполняется 90 лет.

Театр - кафедра?

- Адольф Яковлевич, театру для молодых вы отдали полвека. Как за это время изменился зритель и сам театр?

- Известно пушкинское восклицание: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Для себя я выделяю слово - «незнакомое». Молодые приходят со своими взглядами, музыкой, ритмами, этикой, языком. Нынешняя молодёжь отличается от поколения моих сверстников ровно настолько, насколько за это время изменился мир. То есть - разительно. Но и тогда, и сейчас театр может соответствовать своему предназначению, если в центре его внимания вопросы, которыми должно заниматься искусство: любовь, вера, смерть. Остальное - суета. Сегодня, в условиях агрессивного давления на людей всяческих технологий - попсовых, политических, финансовых - есть задача способствовать воспитанию личностей. Тех, которые могут самостоятельно оценивать явления и события. Только из таких сложится новая научная, культурная, военная элита, которой по силам будет решить проблемы, стоящие перед страной.

- Однако сейчас театры обвиняют в том, что их функция скатилась к развлечению публики. Да и сама жизнь подталкивает театры к коммерциализации. И это - беда. Как и то, что уже долгие годы из людей воспитывают покупателей…

- Это характерно для всего мира. Но у нас особенно остро переживается, потому что русский театр всегда занимал особое место в жизни людей. Нигде в мире не утверждали, что театр - это кафедра, нигде его не сравнивали с университетом. Энергия мощного духовного поиска характерна для России. Даже сейчас, несмотря на то, сколько людей уничтожено, погибло, выслано, вынуждено было уехать, огромный интерес к театру сохраняется.

- При этом государство совсем «охладело» к театру и уже не решает с его помощью идеологические задачи?

- Пусть оно сначала решит свои идеологические задачи, а потом уже - театра. Всё-таки предмет важнее отражения. Риторики много, но мне кажется, власть поняла - театр для неё не настолько важен, как телевидение. Ну, подумайте сами: даже если в зале 800 мест и спектакль пройдёт сто раз, сколько человек его посмотрят? А телевидение десятки миллионов смотрят в одну минуту. Вот это инструмент! Тем удивительнее, что за исключением предвыборного аврала, на экране - сплошная «малаховщина». Впрочем, ничего удивительного.

Светлое воспоминание

- Детский театр в силах привить понятия нравственности?

- Если бы я сказал «нет», мне не нужно было заниматься театром. Я - тихий оптимист. Не надо преувеличивать воспитательную роль театра, но не стоит и недооценивать. Для себя я определил: театр должен вывести человека из состояния душевной статики и перевести в состояние душевной динамики. Что касается детей, молодёжи, то очень важно оставить сильное впечатление. Хорошее впечатление важнее назидательности. Тут можно вспомнить слова Достоевского, который устами Алёши Карамазова говорит, что «светлое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний, то спасён человек на всю жизнь». Всё можно у него отнять, но не это богатство. От соприкосновения с театром, живописью, литературой, природой происходит некое потепление души. Можно прожить и без этого, но человек будет беднее, чем мог бы.

- Значит, надо сказать родителям, чтобы обязательно вели детей в театр?

- Будут сами ходить, тогда и дети ходить будут.

- А как быть с матом со сцены? Спектакль ТЮЗа «Титий Безупречный» был вычеркнут из номинантов «Золотого софита» из-за нецензурной лексики.

- Видимо, те, кто вычёркивал, не поняли спектакля, потому что никогда не слышали этой лексики. Между прочим, в «Титии Безупречном» её гораздо меньше, чем в фильмах, которые молодёжь смотрит по телевизору. В искусстве может быть всё, что убедительно, талантливо и работает на раскрытие смысла. И крепкое словцо, и обнажённая натура (ещё одна боль чистоплюев). Если живописи и скульптуре можно, то и на театральное искусство распространяются те же критерии. Эротика, секс оказывают огромное влияние на психику и настроение человека. Ну, замалчивайте, господа-товарищи, так молодые порнофильмы будут смотреть.

Право на позицию

- В 1992 году на конгрессе в Стокгольме вас избрали президентом Международной ассоциации театров для детей и молодёжи. Российские театры - на ведущих позициях в мире?

- В искусстве места раздавать негоже, даже вредно. Одно ясно - по-настоящему профессиональный театр для детей возник в России и был впечатляющим явлением. Но, как это часто бывает, наши достижения и открытия берут другие, вкладывают большие средства и идут дальше. Сегодня замечательный театр в Скандинавии, в Японии, Китае, Америке. Сказать, что мы удерживаем особые позиции, - преувеличение.

- У вас нет ощущения, что дети в нашей стране - заброшенные?

- Нет, всё зависит от учителей, а ещё больше - от родителей. А заброшенные всегда были. Всегда взрослые думали, что они больше понимают, чем дети. Но у них - одна правда, у подрастающего поколения - другая.

Мой 11-летний сын, когда я зову его в театр, спрашивает: «Это спектакль для детей? Тогда не пойду». Для него даже есть что-то унизительное, что он - «не человек», что для него что-то специально делают. Это подростковые комплексы, но и утверждение себя как личности. Знаменитый педагог Корчак сказал, что у детей права точно такие, как и у взрослых. Если в чём-то отстала наша школа, то именно в утверждении культа личности молодого человека. А когда я знакомился со школами Канады, Америки, видел другое: право молодого человека на выбор и свою позицию.

- В России и взрослые зачастую чувствуют себя бесправными...

- Крепостное право задержалось, а потом пришло другое рабство - сталинское. Его рудименты существуют в нашем сознании, с ними ох как трудно расставаться. Они во многом определяют поведение и начальников, и подчинённых, логику решения тех или иных проблем - сверху донизу.

- Как вы думаете, есть ли у нас надежда «выдавить из себя раба»?

- Тешу себя ею. История интересна своей непредсказуемостью. В этом, может быть, и заключён оптимизм. Надежда всё больше на молодых. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах