Примерное время чтения: 6 минут
432

«Душа обязана трудиться»: Сергей Русскин о театре и поисках счастья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и факты - Петербург 21/03/2012
Фото из личного архива С. Русскина

Широкому зрителю Сергей Викторович стал известен по картинам режиссёра Рогожкина, начиная с «Особенностей национальной охоты». Однако он давно и с успехом играет в театре. Так, 24 марта в Театре комедии им. Н. Акимова дают премьеру спектакля «Такого не бывает» по пьесе Елены Ерпылёвой. Одну из центральных ролей - Экстрасенса - играет Сергей Русскин.

Вечные категории

- "АиФ-Петербург": «Такого не бывает» - пьеса современного драматурга. Однако постановки новых авторов пробиваются на петербургскую сцену с большим трудом. Почему?

- Прежде всего, хороших пьес очень мало. Но я убеждён, что они есть. Не бывало такого, чтобы русская земля не рождала талантливейших, умнейших, скромнейших, духовнейших людей. Наш театр нашёл Елену Ерпылёву, которая живёт в Сибири. У неё там - свой народный театр, в котором она является режиссёром и пишет пьесы. Мы с огромным удовольствием работаем над этим материалом. Репетировали, привнося то, чем мы сегодня дышим, как живём, общаемся.

- "АиФ-Петербург": Экстрасенс - модный персонаж в наше время. Сами-то вы в сверхъестественные способности верите? 

- Мой персонаж - это человек, который сильно страдает. Именно страдания и помогли ему открыть в себе сверхъ-

естественные способности. Он чувствует боль главного героя. А того волнует глубокая проблема, которая, в принципе, стоит перед всеми. Мы пытаемся ответить себе на вопрос: я - это «тело», или я - это «душа»? Если определяем, что мы - «душа», частица Бога, то становимся счастливее, потому что есть перспектива. Если определяем себя как «тело», живём его потребностями - становимся всё более несчастными. Потому что «тело» привыкло хапать, а всего не хапнешь. Да и то, что удалось, могут отнять. Ставить нужно на вечные категории. Только они, духовные наработки, и не пропадают.

- "АиФ-Петербург": Увы, немногие люди задаются такими вопросами. 

- Тогда чем отличается человек от животного? Для животного важно: еда, сон, размножение, защита своей территории. Для людей важно и другое - мир духа, осознание своего отношения с высшими силами. Ни одно животное не способно поставить перед собой главные вопросы жизни: откуда я пришёл в этот мир? В чём моя задача? Почему я страдаю? Есть ли из этого выход? Как я отношусь к смерти?

«Хавать культуру»

- "АиФ-Петербург": Как вы считаете, современный театр может помочь найти ответы? 

- Театр забыл уже о том, что он - миссионер. К сожалению, за годы перестройки мы не перестроили театр в сторону духовности, а накренили в сторону развлечения. Это называется - «хавать продукты культуры». Люди приходят получать удовольствие от зрелища, но ведь наслаждаться можно и работой души. Как сказал поэт: «Душа обязана трудиться и день, и ночь».

- "АиФ-Петербург": Мне кажется, современному человеку непривычно и даже страшно оставаться наедине с самим собой, со своей душой. 

- Поэтому люди и примыкают к разным группировкам. Часто вспоминаю, что я увидел, когда «Зенит» стал чемпионом, - одичалые, охваченные безумием толпы. Как личности мы пока ещё себя не осознаём. В спектакле и ставится проблема: можешь ли ты быть личностью? Ведь личность - это мировоззрение. Тогда не страшно одиночество, потому что мировоззрение настолько многообразно, масштабно, что путешествует в своём мире.

А у толпы только общее сознание стада, её задача - любую личность снивелировать, опустить на свой уровень. Герой спектакля решает проблему противостояния. Ведь если ты высунулся из толпы, то, как считает мой Экстрасенс, - тебя обязательно прихлопнут.

Третий перелом

- "АиФ-Петербург": В нашей стране воспитание личности никогда не было главной задачей власти. Станет ли когда-нибудь?

- Экстрасенс говорит: «Когда-нибудь мы все встретимся там, где мы есть на самом деле». Главный герой спрашивает: «Где, там?» - «У одра раскаяния».

Мы не пережили раскаяния за все 80 лет бездарно прожитой страной жизни. За 20 лет перестройки, за которые так и не поняли, что важна не кормёжка, а духовные устремления. Сейчас начинается третий перелом. И опять власть стоит на концепции телесного обогащения. Чем скорее она поймёт, как важен духовный путь, тем скорее Россия по нему пойдёт. Ведь наш народ привык поступать так, как «царь». В святых писаниях говорится, что Государь - это тот человек, который заботится о духовно-нравственном воспитании подданных. Для этого он сам должен быть духовно-нравственным.

- "АиФ-Петербург": Разве власть была когда-то «духовно-нравственной»? 

- Наши чиновники - это временщики, они пришли «на вахту»: хапнуть и свалить. Где сейчас господин Яковлев? Кто о нём помнит? А о Собчаке помнят. Потому что он закладывал в свою работу духовное содержание.

Сейчас нигде человеку не говорят, как избавиться от душевной боли. Телевидение напичкано информацией: в какой съездить тур, где что купить. Там нет ответов на главные вопросы. Помочь человеку может только он сам: больше размышляйте, читайте святые писания. Повезло тому, кто нашёл духовного наставника.

- "АиФ-Петербург": Но ведь церкви сегодня полны. Значит, люди ищут?

- Человек называет себя православным, а молитвы-то знает, посты соблюдает? Мы соблюдаем только то, что нам нравится: вот масленицу - с удовольствием, потому что можно хорошо покутить. То же самое с Пасхой. А как ты к ней подошёл, ты постился? Что внутри тебя: любовь или злоба и агрессия? Любовь - это самопожертвование, отдача себя другому человеку.

- "АиФ-Петербург": Достижимо ли счастье?

- Счастье или несчастье - это внутренние категории. Вот внутри меня звучит молитва, и мне радостно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах